Ну что, друзья, соскучились? Я — тоже. Сегодня продолжаю рассказ о нашем внедорожном маршруте по Псковскому краю. Начало читайте здесь . Нас — четыре экипажа на Ленд Крузерах: на трех машинах опытные и испытанные друзья, на четвертой — команда наших новых единомышленников. От трассы М9 мы пересекаем лесными и проселочными дорогами Куньинский район Псковщины и направляемся к Велижу, а оттуда двинемся к Смоленску.
Состояние дорог — соответствует степени отдаленности местности. К тому же на дворе глубокая осень, она превратила тракты в почти совсем непроходимую, глубокую, упоительную Грязь. Но вы ведь помните, что внедорожная езда, ее неизведанности, трудности и мгновения триумфа — наш конек?
А места здесь по-настоящему глухие: коренная жительница деревни Плюхново, мимо которой мы проезжали, летом этого года в очередной раз отправилась в лес. И заблудилась. Поисковые работы продолжались двое суток, нашли потеряшку всего в паре километров от дома.
Сказочные озера, леса, хвойные и смешанные, — природа Псковской области нам сразу пришлась по душе. Но она не единственное, что составляет богатство и гордость края.
Псковский край – в чем его притягательная сила
Земля Псковская – связана с именами первого древнерусского князя Игоря и его жены княгини Ольги, причисленной к лику святых, здесь бесстрашный босой юродивый укорил и вразумил гневливого царя Ивана Васильевича Грозного, а Петр I лично инспектировал ведущееся здесь строительство фортификационных сооружений, чтобы противостоять захватническим намерениям Швеции, здесь последний царь отрекся от престола. Это вехи Великой истории нашей страны.
На Псковщине много усадеб, связанных с жизнью знаменитых людей – музыкантов, художников, поэтов. Здесь находятся святые места, храмы и монастыри. На этой земле найдены археологами древнейшие поселения.
Что ж, очень жаль, но ничего из этого мы не увидели — все было в стороне от нашего внедорожного маршрута. Но увидели другое.
Леса и озера Псковской области
Мы попали в Псковскую область глубокой осенью — в ноябре. Это не лучшее время для знакомства с природой края – не цветут луга, закончились грибы-ягоды, деревья в лесах сбрасывают золотые и багряные листья, потускнел прибрежный тростник, по утрам трава покрывается инеем, словно кто-то ее щедро присыпает солью. Хотя и сейчас, осенью, когда лето безвозвратно ушло, здесь хорошо — тишина и чистейший воздух.
Перемены времени года пока не затронули чистые реки и чудесные темные озера — большие и крохотные, которых здесь в изобилии: Псковщина — не только лесной, но и озерный край. На их берегах песчаные пляжи. Мы вздыхали: с окрестными смешанными и сосновыми лесами, какие это замечательные места для летнего отдыха!
А какие у них чудесные названия! Есть названия рыбные – по рыбке, что в них водится: Язно, Плотично, Окунивец, Щучино. Есть имена, полученные от названий птиц и животных в них обитающих — Черногуз, Утец, Гусино, Бобровец, Куньинское. Есть на Псковщине озера с цветными названиями — Белое, Черное, Рыжее, Красное, Синее. Есть имена, представляющие собой загадку для ученых — озеро Жижицкое, Жекто…
Но мы приехали сюда, не ради вкусной ухи и удачной рыбалки на озере или спокойной красоты природы Псковской области, у нас была иная цель — осенний внедорожный маршрут по труднодоступным местам и грязям Псковщины.
О, Ленд Крузеры
Вереница наших машин выруливает на вчерашнюю дорожку. Впереди идет Крокодил, за ним поспешает Макез, дальше следуем мы, и замыкает череду Аркаша. А все-таки какие красивые машины – Ленд Крузеры! А на хорошей резине им, вообще, преград нет нигде…
На хорошей, конечно, но у Аркаши резина, пожалуй, еще лысее нашей! Если для Максима Макеза с его резиной – нет преград, то Аркаше в колеях приходится несладко. Поэтому на совсем непролазной грязюке мы притормаживаем, ждем его или действуем по формуле – побуксовал, размотали лебедки, вытянули. И едем дальше, до следующей засады.
Куньинский район – печальная Псковщина
Среди лесов, полей и лугов в живописнейших местах Псковской области, постепенно погружаясь в небытие, стоят оставленные людьми деревни. Пустые избы в два ряда, Чуть сгорбившись, стоят. С утра до вечера зови — Откликнется лишь эхо…
Стоят дома, в которых некогда била жизнь ключом, и грустно глядят на заброшенную дорогу заколоченными окнами. А в них заглядывает Небытие, да ведет на них наступление молодая поросль деревьев и бурьян, высотой по пояс. Даже в Костроме это не так бросалось в глаза, как здесь.
Возле пары таких домов мы останавливаемся: уж очень красивая резьба на них! Заходим внутрь. Внутри — разгром, запустение и тишина. На подоконнике игрушка, заварочный чайничек, вот экзотика — давилка для картошки, сундук, провалившаяся в фундамент печка… На гвоздиках висит какая-то полуистлевшая домашняя одежда… Похоже, здесь жили не бедные люди. Еще крестьянский дом с рукотворной, замечательной красоты отделкой…
На самом деле я стараюсь не заходить в брошенные дома, слишком много от этого впечатлений и тяжелых мыслей. И ни при каких обстоятельствах мы не берем оттуда вещи. Зашли, постояли, сфотографировали и вышли.
Еле теплится жизнь в Куньинском районе, по которому мы ехали.
Население Куньинского района |
|
Площадь | 2621 кв.км |
Посчитайте сами – сколько людей приходится на квадратный километр! Численность населения убывает из года в год. За первые десять лет нашего века безвозвратные демографические потери Псковского края стали сопоставимы с людскими потерями в Великой Отечественной войне.
Население уезжает в большие города в поисках лучшей доли, в этих местах смертность превышает рождаемость в 2—3 раза. Пустеют деревни, зарастают тропы, стареют дороги, исчезают признаки деятельности человека и цивилизации. Большая проблема – алкоголизм остающегося населения. Некогда процветавшая, сейчас Псковская область тяжело больна…
Выписные финтифлюшки через гиблое место
Через болото ехать в сторону Смоленска мы не решились. Уж очень оно нам не понравилось: вид у него был самый что ни есть предательский. Да и под ногами топь так противно чавкала, что сомнения в ее проходимости возрастали в геометрической прогрессии. Снова ехали полями, пустыми деревнями и вот мост… Вернее, это место, где раньше мост был. Решаем, какой из вариантов выбрать — или ехать, или снова возвращаться назад.
Мы — поедем. Крокодил размахивается и перебрасывает трос лебедки на другую сторону. Отчаянный Аркаша перебирается по остаткам моста и зацепляет трос на той стороне.
Крокодилу суждено стать первопроходцем. Его длиннобазовая и тяжелая семьдесят восьмая ракетой срывается с места, преодолевает брод, немного пробуксовывает на взгорке и выезжает на дорогу противоположного берега.
Со второго раза осиливает выезд из реки Макез, раскатав и размесив подъем, затем мы, и, наконец, Аркаша. Первая попытка, вторая, третья… Брюшко присасывается к болотине… Он лебедится и пошла четвертая попытка… Снова неудача… Переносим лебедку на новое место… Наконец, победное гиканье — выехали!
Выезд на асфальт для пополнения запасов
Мы всегда берем приличный запас продовольствия – всякие макароны-крупы, хлеб, тушенка, чай-кофе, вкусняшки. И никогда у нас не было нужды выезжать на асфальт для их пополнения.
Но на этом внедорожном маршруте случился какой-то невероятный жор у команды, основательно подчистивший из стратегических запасов все то, что можно жевать, не отрываясь от дороги. У нас катались по заднему сиденью остатки яблок-груш и еще мы владели несколькими пакетиками с семечками, у остальных не было и этого.
И вот мы, наконец-то, натолкнулись на большую деревню с магазином при ней. Я радостно напутствую Саню: «Хочется сухариков или баранок, колбасы, хлеба, про сыр не забудь!»
Таинственная Россия на Псковщине
Затарившись продуктами и наскоро перекусив кое-чем прямо не сходя с места, мы понимаем, что к магазину приехали не все. Впереди всех ехал Крокодил, ехал, но… его нет. Связываемся по рации. Товарищ говорит, что он где-то тут, в деревне, и едет к магазину…
Толи дороги кривые, толи деревня слишком большая, но экипажа все нет. Ждем. «Не ждите», — говорит Крокодил, — «встретимся уже у выезда, мне ж тоже запастись продуктами надо».
Проезжаем развилку, вот и конец деревни. Стоим на выезде, хрустим сухариками. Ах, до чего же хороши сухари, зажаристые, с маком! С ними и время течет незаметно!
Наконец-то появляется пропавший экипаж, который на все расспросы почему-то отмалчивается. А загадка остается.
Вторая ночевка
Темнеет, надо искать ночлег. Мы на берегу реки. Здесь сумрачный смешанный лес, а на противоположной стороне, воон она, нам недоступная, светлеет полоска стройных сосен с ажурной кроной и манящий мох…
Нет, тут мы стоять не станем. Едем дальше. Своротка, неплохая полянка, но справа кладбище… И это место не годится. Уже темно. Теперь впереди едет Саня, с азартом рулящий и одновременно рыскающий по карте. Мне он не доверяет — все сам…
Мы едем вдоль берега реки и перед нами открывается луг, на котором подрастают сосенки. Ветра нет. Это наше место! Правда, непонятно, как здесь с дровами, а так хочется костра…
В лесу раздавался топор дровосека
Все устали, поэтому сразу начинают готовить спальные места, и только потом расставлять столы. Саня ангажирует Аркашу ехать с Макезом искать дрова. Берут бензопилу Крокодила и исчезают во тьме. Где-то возле горизонта горят фары, слышится смех, переругивание, все что угодно, кроме звука бензопилы.
Наконец-то, герои возвращаются. Оказывается, Крокодил забыл, что в бензопиле закончился бензин. Но они – справились! Проявив смекалку, ребята привезли целый ствол сухой осины. Его распилили и развели костер.
Ром с колой прекрасно сочетается с колбасой и сыром, а также с соленым огурцом. На десерт разломана шоколадка. Все сыты. Как же хорошо!
Как людей сбивают с толку
Горьковато-приятный запах поднимающегося ввысь дыма от горящего дерева из псковских лесов… Я, щурясь, смотрю в потрескивающий костер и слушаю Крокодила.
Сергей горячо всех убеждает, что смотреть Кремль – неинтересно. Вот он всегда был такой – даже на удивительной горе Воттоваара! И в Кижи он не поехал, когда у нас была внедорожная езда по восточному берегу Онежского озера!
Макез воздерживается. Саня бурно агитирует за культурную программу, жена Аркаши его поддерживает. Так, ни до чего и не договорившись, расходимся по автомобилям спать. Засиживаться не хочется — день был слишком насыщенный. Под ногами мягко хрустят сухие сосновые веточки…
А давайте бабахнем салют!
Этот день не задался с самого утра. Макез замерз и грелся двигателем, потом вышел, развел костер и стал бродить. Постепенно подтянулись и все остальные. Холодно, снег и ветер – зима на подходе.
«А давайте жахнем», — Макез с энтузиазмом крутит в руках опустевший газовый баллон. «Жахнем, конечно, но потом» — цитирует Саня реплику из нашего любимого «ДМБ».
Но Макеза не остановить, его удается только уговорить отложить задуманное до момента окончания сборов. Вот столики и стулья сложены, машины отогнаны на безопасное расстояние. Максим бросает баллончик в огонь. В ответ большой бадабум. Баллончик с грохотом взрывается. Когда мы ездили на Майские горы в Крым, бахнуло, кажется, сильнее. Или я тогда в первый раз видела развлечение больших мальчиков?
Снова визит в магазин
После завтрака убеждаемся, что необходимо повторить визит в магазин. Залазим в машину, а там — прямо теплица. Ананасы можно выращивать! Это мы вебасту не выключали. Спешно избавляюсь от неожиданно ставших лишними слоев одежды.
Едем в магаз. Он уже открыт, и это наполняет наши сердца благодушием, а машины продуктами. Пока суд да дело, решаем надуть колеса. Рядом с Саней тусуется местный мужичок, который вещает о жизни до и жизни сейчас. Суть разговора — нет ее, этой жизни теперь.
Я отключаюсь: не люблю такое общение, это уже по Саниной части. Саня заканчивает надувать колеса, лезет в багажник и вручает общительному гражданину большую банку пива. Тот отказывается, мол, всего лишь пообщаться хотел. В этой большой деревне их 30 дворов, все друг друга знают, а тут новые лица. Но потом, подумав, все же забирает подарок. Видим, от машины Макеза отделяется аналогичная фигура.
Ну точно – заколдованное место Псковского края
Едем. На выезде из деревни теряется Аркаша. Видимо, место и впрямь какое-то заколдованное.
По рации он сообщает, что решил срезать и поехать короткой дорогой. Тогда как все мы едем по прямой и длинной. Дискуссия о правильной дороге кончается ничем, никто не захотел уступить другому. Так и получилось: взрослые люди, но весь день мы едем каждый своей дорогой и общаемся только по рации.
Хотя такая ситуация противостояния для поездок на машинах по бездорожью недопустима — команда всегда идет по маршруту полным составом, без каких бы то ни было разделений и одиночных полетов. Но Аркаша еще новенький…
Вмешательство судьбы
Впереди город Велиж и мост, по которому мы будем форсировать реку. Дальше, на другом берегу, сто километров трассы и мы в Смоленске.
Крокодил опять за свое: пламенно и аргументировано объясняет, почему нам не надо в Смоленск. Решаем так: находим место для стоянки, а дальше желающие культурной программы — культурятся, а не желающие — сидят у костра.
И в этот момент вмешалась судьба.
Правы оказались все: и мы, и Аркаша подъехали к мосту примерно в одно и то же время. Это было хорошо, плохо было то, что фактически моста уже не было.
Тайна велижского моста и ее последствия
Если вы подумали, что этот мост у Велижа – нечто вроде настила из бревен, ходящего ходуном и которому сто лет в обед, то вы ошиблись. Прекрасный, современный, бетонный, один из лучших в области. Таких, как Велижский мост, по всей стране всего лишь пять. Был он капитально отремонтирован в 2010 году. По нему шел почти весь грузопоток между областями Псковской, Смоленской, Ленинградской.
И вдруг 2 ноября, неожиданно, на 70 см просел один из его пролетов, по мосту пошли трещины шириной с ладонь. Автомобильное и пешеходное движение в этот же день оперативно закрыли. Транспорт теперь, чтобы попасть на другой берег, должен делать солидный крюк, объезжая через Витебск.
Причины ЧП пока официально не установлены, но народная молва свой вердикт уже вынесла. Люди считают, мост не выдержал увеличившегося потока многотонных фур между городами.
А на следующий день после ЧП подоспели и мы. Раз теперь дороги на другой берег к Смоленску не было, нужно было решать, что делать дальше.
Дальше можно было либо через Белоруссию пробираться к Смоленску, либо через Луки возвращаться назад на трассу «Новая Рига» и ехать в сторону дома.
Что же делать
Ужинали в лучах закатного солнца на заправке под Велижем. При этом обсуждали белорусские продукты, дороги соседнего государства и варианты наших возможных действий.
Дела обстояли так. Крокодилу во вторник предстоит командировка. Ни у него, ни у меня с собой нет паспортов. Кое-кто из присутствующих заикался про единое пространство с Республикой Беларусь и про то, что, мол, паспорт на границе не нужен. Но это слабо поправило дело, ибо мы все — зайцы дрожащие, когда дело касается границ и правил.
Подумали и, в порыве, решили съездить на наше любимое место, побыть там денек, а оттуда — домой.
Булгаковские Берлиозы
Есть у нас одно любимое местечко. Мы туда все ездим уже который год: сосны, речка… А сколько там лисичек осенью! Еще там продают офигительного копченого терпуга — это рыбка такая, ммм…
Где это? Сейчас скажу. Нет-нет, я вовсе не интригу держу, тут дело особого свойства.
С названием этого места получалась у меня та же история, что и у поэта Бездомного, который мучился, стараясь максимально понятно изложить ужасное происшествие с председателем МАССОЛИТа Михаилом Александровичем Берлиозом, погибшем под трамваем. Позвольте напомнить.
Дело в том, что неудачливый город Велиж стоит на реке Западная Двина, а наше заветное местечко находится… тоже около Западной Двины, но уже города, который, в свою очередь, также находится на реке Западная Двина. Но — далеко отсюда: надо вернуться в исходную точку к пгт. Кунья, что около Новорижского шоссе (трассы М9) и где-то еще час ехать до него.
Ну а раз теперь мы разобрались Who is Who, то в дорогу – от Западной Двины на Западную Двину.
Уезжать, не полностью выполнив задуманное, было, конечно, грустно. Однако, даже при этом альтернативная Чухлома в Псковской области получилась исключительно правильная.
Отправились сразу. Ехали долго и по темноте. Спасал только свет люстры и дополнительных фар, которыми увешаны в изобилии все наши машинки. Попутно утвердились в мысли, что Аркашина лобовая люстра необходимейшее для жизни приобретение!
А когда выехали на трассу — не смейтесь! – передумали и решили ехать в Москву. Дорога домой, особенно в компании хороших друзей и сильных раций — дело веселое и быстрое. И в час ночи мы уже были дома.
А зачем нужны внедорожные приключения
Друзьям-любителям активного отдыха и внедорог все прелести езды по бездорожью видны как на ладони, а те друзья, кто не в теме, скажут, а зачем это нужно? Что вам это дает?
Психологи говорят, что современная городская жизнь переполнена психологическими нагрузками, в то же время горожанам недостает нагрузок физических. А это реальная возможность получить их и, главное, победно преодолеть.
В современном внедорожном движении объединяются люди разных профессий и разных возрастов – студенты, пенсионеры, владельцы крупных бизнесов и обычные клерки. Они осваивают все те уголки, которые были забыты с самого сотворения мира. И получают бесценный практический опыт преодоления бездорожья, движения по пересеченной местности, по подъемам и спускам, по заболоченным участкам и колеям. Они знают опасности такого движения и способы их преодоления, умеют использовать подручные средства для вытаскивания застрявшего внедорожника.
Внедороги, где местами даже нет сотовой связи, учат верить в себя и дружить. Чего стоят одни вечерние посиделки с единомышленниками у жаркого костра после трудного боевого дня! Тогда так хорошо вести душевные дружеские разговоры о достигнутом и делиться планами на будущее, угощаться шашлычком или ароматной кашей из котелка, пить горячий чай и другие напитки разной крепости и разного вкуса…
Статистика говорит, что сейчас насчитывается более чем сотня офф-роудных клубов разной направленности, а численность их участников перевалила за 130 тысяч. Столько приверженцев внедорожной езды, девиз которых — свобода, приключения и испытания. Это, согласитесь, немало, но вход для новых участников всегда открыт, и, может быть, кто-то, прочитав наши заметки, захочет присоединиться?
А пока – всем удачи в жизни и на внедорожных маршрутах, что на Псковщине, что в других краях!
В тему:
- Заповедный остров Кижи, населенный деревянными чудесами
- Окруженный почестями и странностями памятник борцам революции в Саратове
- Поездки за гранью будней: по бездорожью и грязи на машинах. Внедорожные приключения
- О городе Ярославле и Ярославе Мудром, о медведях и о кремле – главной достопримечательности
- Окно как элемент архитектуры
Комментарии к статье
В Псковской области всегда были проблемы с дорогами… сколько себя помню, у нас вечно была эта проблема. На новогодние праздники ездили к моей маме в Опочку, все шикарно, прямая дорога от Москвы (Новорижское) сделана, а вот свернули к Себежу… на карте это чуть ли не трасса, а по факту там дороги нет. Местами асфальт залатан. Все думали – насколько ж там была плохая дорога, что это подобие заплаток сделали. Бррр. Но я все равно люблю Псковский край. Когда там жила особо не замечала природы, а сейчас тянет(
Да уж, Ирина, дороги – это вечная российская беда. А псковский край замечательный!
Какое замечательное путешествие! Аж слюнки потекли пока читал! :)По большому счету не так уж и важно на машинах ты пробираешься по бездорожью или пешком. Кто раз вкусил духа первобытности, который перекликается со свободой, того постоянно будет манить сойти с большого тракта.
Как вы правы, Александр!
Оставить комментарий