Сегодняшний Саратов активно развивается и застраивается. По данным Саратовстата, за последний год было введено в эксплуатацию более 4 тысяч жилых зданий, особенно динамично растут новостройки в окраинных микрорайонах города. При этом городская администрация уверяет, что время варварской точечной застройки исторического центра осталось в прошлом. Тем не менее в центре Саратова еще хватает старых и ветхих зданий, не имеющих исторической ценности. И с этим обстоятельством тоже нельзя мириться: такие строения должны быть либо радикально перестроены, либо вовсе снесены.
Работа это нужная, однако не всегда на расчищенном месте строительные организации возводят здания, достойные стать украшением города. Вот и получается, что рядом со зданиями, созданными известными архитекторами прошлого, вырастают унылые многоэтажки и высотки со скучными типовыми окнами.
Тогда как любой архитектор скажет, что окна – это одна из важнейших составляющих здания. Они не только функционально необходимы, но и в значительной мере создают уникальный экстерьер любого здания.
И почему же тогда в современных домах все разнообразие окон представлено одним-двумя видами, да и те отличаются только размерами? И это даже в самых дорогих и новых постройках?
Посмотрите на новые дома в сравнении со столетними соседями. И кто кому проигрывает?
Купеческая архитектура, когда-то бывшая культурной доминантой провинциального Саратова, отходит на второй план, уступая место городу контрастов. Утрачивается взаимное расположение элементов, составляющих городскую ткань, их соподчиненность и созвучие. Если учитывать фактор времени, то контраст будет только усиливаться, пока современные новостройки своими масштабами полностью не задавят стоящие рядом малые строения.
К счастью, случается и по-другому! Перед вами пример дома, который удачно вписался в историческое окружение и даже добавил нашему городу архитектурной привлекательности. Обратите внимание на его роскошные окна!
Не правда ли, красивое современное здание? А вам ничего не напоминает его архитектура? Ну конечно, стиль модерн, который сыграл важную роль в формировании архитектурного облика Саратова.
Недолгий век модерна
Стиль модерн… Когда слышишь эти два слова, кажется, что речь идет о чем-то ультрасовременном, воплощающем последние веяния моды. Возможно, это связано с самим названием стиля, которое в переводе с английского означает «современный, новый». А между тем ему больше 100 лет, и за это время сменилось несколько модных стилей, а сам модерн давно стал частью истории.
Стремительный взлет модерна и его безоговорочное завоевание европейского континента пришлось на конец XIX — начало XX века. В разных странах этот стиль имел разные названия, но суть его оставалась неизменной. Модерн использовал инновационные для своего времени материалы — стекло и металл, его характерными чертами стали текучесть, динамика, плавные переходы, он приветствовал в своих сооружениях разнообразную геометрию и асимметричные формы.
Победное шествие модерна продолжилось в России. Сначала это были столичные города — Санкт-Петербург и Москва, а затем он проник в глубинку и начал процветать в провинциальных городах. Конец недолгому веку модерна — изысканному, гармоничному, а порой и претенциозному — положила Первая мировая война.
Модерн в Саратове
Саратов начала XX века по праву считался третьим городом России, купечество которого являло собой ядро отечественной торгово-промышленной элиты.
Богатеющие с каждым днем саратовские купцы, стремясь показать себя во всей красе, не жалели средств на строительство добротных и красивых особняков, магазинов и доходных домов. Долгое время стилистика эклектики была символом солидности и достатка.
Рубеж столетий стал временем, когда господство эклектики прервал бурный взлет модерна. Чем же купцам приглянулся этот стиль? Не стоит забывать, что купечество того времени — это не те малограмотные бородачи, что сумели вырваться из оков крепостного права и сколотить себе состояние. Это сословье сейчас представляли образованные господа, обладающие хорошим вкусом и располагающие средствами.
Новый стиль, с одной стороны, давал заказчику недвижимости огромный простор для выражения индивидуальности и воплощения своих представлений о шике и роскоши. С другой — обеспечивал его проживание в доме всем возможным на тот момент комфортом при использовании современного инженерного оборудования, новейших технологий и материалов.
Модерн создал новую архитектурную систему, которая вскоре разделилась на несколько стилистических направлений: рациональный модерн, неорусский стиль и неоклассицизм с модернистским уклоном. В Саратове даже сложилась своя система: модерн-классицизм, сохранившая налет присущей городу «классичности». Наиболее полное и наглядное воплощение идей модерна можно увидеть в построенных особняках.
Интересно, что при этом примерами зданий в стиле чистого модерна считаются только два объекта: особняк К. Рейнеке и особняк Э. Бореля. Однако построек, в которых широко использовались элементы модерна, гораздо больше. Это и доходные дома, и особняки, и общественные здания, типографии, банки, конторы, промышленные и культовые сооружения.
Чарующая прелесть окон модерна
Те улицы, что идут в Саратове недалеко от Волги, застроены самыми старыми городскими зданиями. В большинстве своем они представлены архитектурой классицизма. Это симметричные композиции с неизменными портиками и колоннами. У них окна — простые удлиненные прямоугольники с крестообразным переплетом. По таким характерным чертам даже новичок без труда сможет определить, принадлежит ли то или иное здание к классическому стилю.
А как быть с модерном? Какие элементы фасада могут считаться наиболее яркими отличительными признаками для этого стиля? Пожалуй, в наибольшей мере таким качеством обладают окна.
К особенностям окон в стиле модерн можно отнести:
- Необычные формы оконных проемов;
- Нестандартные размеры;
- Мелкое членение стекол в верхней части;
- Украшение витражами;
- Декор — витиеватый, приближенный к органическим формам.
Необычные формы привычных конструкций
Окно — это не только важнейший архитектурный элемент здания, но и сложная техническая конструкция, которая заполняет собой оконный проем в здании.
Но прежде всего давайте скажем пару слов о том, как устроено окно. В состав окна, помимо стекла, входят различные элементы: переплеты, которые делят поле остекления на части, створки, отлив с противостоящим ему со стороны помещения подоконником, внутренние и наружные откосы, а также фурнитура. Но основой всего устройства является рама или, по-другому, оконная коробка, что придает жесткость всей конструкции. Эта часть окна надежно соединена с кирпичной кладкой стены.
Модерн проявил особый интерес к оформлению оконных проемов.
Так, например, оконным проемам второго этажа на здании Торгового дома купца Петрова придана простая прямоугольная форма. Но модерну же свойственны изогнутые линии архитектурных элементов! И чтобы отойти от строгой прямолинейности и создать мягкие плавные контуры, по задумке архитектора над окнами в плоскости стены сделано почти круглое углубление, отмеченное кирпичной кладкой светлого цвета, а по низу рамы пропущено скругленное обрамление.
Все сочленения плоскостей архитекторы модерна стремились сгладить, придавая оконным обрамлениям криволинейные очертания. Так, например, выглядят фигурные рамы в доме купца Сатова.
Это окна того же здания, но они совершенно другие.
Перед нами необычные переплеты, состоящие из хитросплетения прямых и кривых линий. Представляю, как трудно работать с таким сложным остеклением. Пожалуй, это можно считать воплощением ночных кошмаров мастера-стекольщика. Действительно, окна здания в стиле модерн — зачастую произведение искусства.
Сколько я себя помню, в этом доме всегда находился магазин «Свет». И мне вдруг подумалось: «А ведь электрическое освещение в России появилось одновременно с модерном». Это в современном обществе без электричества людям обходиться достаточно сложно, а тогда многое из того, что мы считаем привычным, было еще в новинку. Представляю, какими глазами саратовцы смотрели на эти чудо-окна, за которыми волшебно сияли электрические светильники.
Строение переплетов у окон модерна отличается чрезвычайным разнообразием, безразлично пройти мимо таких окошек невозможно.
Еще одной чертой модерна считаются окна большого размера с контрастными сочетаниями участков мелкой и крупной расстекловки, как, например, на здании казначейства.
Магия окон нестандартной конфигурации
Особого внимания заслуживают окна на помпезном доходном доме Ананьина.
Для архитектуры модерна характерно стремление к оригинальности, что приводило к деформации привычных очертаний элементов фасада. Ну разве не впечатляет это окно? Меня оно так просто завораживает своей нестандартной красотой.
На одном здании и столько разнообразных окон! Оконные проемы здесь и криволинейные, и полуциркульные, есть и квадратные, и обычной прямоугольной формы. Вот такой он, модерн.
Печальная история дома Иванова изложена в этой статье. Это двухэтажное дореволюционное здание в стиле модерн — неутолимая сердечная боль саратовских любителей старины, краеведов и ценителей архитектуры. При должном уходе оно, несмотря на свой более чем вековой возраст, могло бы стать еще одним бриллиантом в архитектурной короне города, но…
На данный момент его, находящегося в состоянии аварийном и непригодном для проживания, кажется, расселили, так что со дня на день стоит ждать утраты и самого объекта культурного наследия, а вместе с ним этих замечательных окон.
Перейдем к более крупным деталям. Веяньем модерна стали большие и широкие окна, предназначенные играть роль витрин. Огромные витринные, но тоже необычные окна эффектно украсили особняк купца Сатова.
А это великолепное окно, напоминающее замочную скважину, так и приглашает заглянуть в него. Оно было обнаружено на доме с башней-бутылкой, который не так-то просто найти. Более того, не каждый житель Саратова знает о существовании этого дома, а история его постройки, имя архитектора и даже владельца покрыты тайной.
Петр Митрофанович Зыбин был главным архитектором РУЖД и одним из пяти ведущих архитекторов гражданского строительства в Саратове конца XIX — начала XX века.
Он создал множество превосходных зданий, среди которых особое место занимает этот дом, построенный Зыбиным для себя и своей семьи.
Особняк по праву считается одним из самых красивых саратовских зданий.
Чего стоят только одни изразцовые вставки на фасаде! А лепнина? А шикарная лоджия, напоминающая замочную скважину с окошком в виде ромашки?
Дизайн окон в стиле модерн придает зданию вид особенный и неповторимый. Перед вами общий вид небольшого дома присяжного поверенного Дыбова. Кроме русалочьего декора, какие у него интересные окна! На фасаде маленького здания кучно собрались окна разной величины и конфигурации.
Вы обратили внимание, что нижнее окно особнячка не совсем круглое, у него небольшой подрез по низу? Подобные окна встречаются чаще, чем можно подумать.
Вот еще одно замечательное здание для нашей коллекции! В этом красивом доме, скрытом от глаз разросшимися елями, сейчас находится колледж кулинарного искусства. Как хорошо сказано — искусства! И у дома, приютившего искусство, стоит задержаться подольше, ибо оно построено в начале XX века в стиле модерн и на нем россыпь окон, которые своей формой могут представлять интерес.
Круглые окна как звезды саратовского модерна
Во всех предшествующих стилях стена традиционно воспринималась как преграда, укрывающая и защищающая внутреннее пространство здания от внешнего мира. Однако это мнение кардинально отличалось от взглядов архитекторов модерна, которые были одержимы идеей сделать стену как бы проницаемой для света и воздуха, способствующей объединению пространств. При решении данной задачи особая роль возлагалась на окна, которые всего лишь тонкой стеклянной плоскостью разделяли оба пространства.
Конечно, и окнам модерна, в первую очередь, полагалось служить отверстиями для освещения внутренних помещений. Но они также могли выполнять еще одну функцию — быть своеобразным шлюзом, который позволил бы пространству свободно перетекать изнутри здания наружу и наоборот. А способствовать этому должна была форма окон.
Вот почему новый стиль отдал предпочтение круглым или полукруглым оконным проемам. А благодаря знаменитым круглым окнам и всевозможным круглящимся завершениям архитектуру модерна стали называть «улыбающейся».
Из всего семейства разнообразных окон в стиле модерн круглые самые красивые. Такое окно часто выступает в роли отдельного яркого украшения фасада. Оно может вызывать множество самых разнообразных ассоциаций: это и окулюс, и глаз человека, и иллюминатор, и объектив фото- или киноаппарата.
И даже мир через круглое объятие такого окна кажется намного более приветливым и добрым, чем он же смотрится в строгом вырезе прямоугольного окна. Но ведь именно это и было целью его создателей!
Фасад особняка Вимбор украшает круглое окно с очень простой рамой. А теперь сравните с тем, что было утрачено.
Какая красота изогнутых линий, какой изысканный деревянный переплет. Что скажешь, стиль модерн…
В оконном тесном полукруге,
Припоминая, узнаешь
Многоугольники и дуги —
Вселенной огненный чертеж…
У особняка сохранилась еще одна интересная декоративная деталь — витраж. Любимые мотивы модерна — цветы, листья, растения прекрасного сказочного сада. Из цветных стеклышек витражей — зеленых, лиловых, серых, розовых — изображения маков, ирисов, пионов, листьев каштанов, подсолнухов, цветков шиповника, тюльпанов. Вот и у нас — полихромное окно с тюльпаном. Представьте себе его, оживленное солнечным светом.
Если уж речь зашла о цветочных рисунках, то как не вспомнить панно удивительной красоты на особняке Шишкиной, что был построен в 1912 году по проекту Петра Митрофановича Зыбина.
На нем любимые цветы модерна – бледно-лиловые ирисы, которые соседствуют с голубыми незабудками и желтыми розами. Для человека рубежа веков каждый вид растений имел свое символическое значение. Например, незабудки на языке цветов означали память о прошлом, розы – обещание счастья и радости, а утонченные ирисы призывали сохранять мудрость, бесстрашие и веру в будущее. Вместе эти роскошные цветы, чьи стебли и листья так затейливо переплелись, символизировали прихотливое течение жизни.
Но главное, тут тоже есть круглое окно! Присмотритесь: растительный орнамент, что вторит плиткам с рисунками, украсил балконные решетки и пророс на оконных колонках.
Юрий Николаевич Терликов, саратовский архитектор рубежа XIX—XX веков, был весьма плодовит. И большинство его работ — выдающиеся архитектурные произведения, украсившие городское пространство. Среди наиболее узнаваемых — Крестьянский поземельный и Дворянский земельный банки, Губернское казначейство, аптека Фридолина, мавританский особняк Тилло, здание торгового дома Эрта с первой в городе наружной рекламой.
Но даже если ты ведущий городской архитектор, тебе надо где-то жить. Собственный дом Терликова на улице Провиантской стал одним из тех особняков, которые архитекторы строили для себя. Здание, спроектированное и построенное в стиле модерн, получилось очень красивым.
На фасаде здания лепной маскарон, много растительного декора и иные интересные декоративные детали — аттик, выгнутый крутой дугой, башенки-анты, слезки и т. д. К архитектурным достоинствам здания следует также отнести также круглое окно с наложенным на него прямоугольным дверным проемом — выходом на балкон.
К сожалению, до наших дней дом не сохранился в своем первоначальном виде. Был утрачен балкон над входом, а вместе с ним исчезло ажурное кованое ограждение. Присмотритесь к окнам: если на втором этаже в оконных проемах установлен самый обычный прямоугольный пластик, то на первом сохранились в своем аутентичном виде рамы со скругленными углами. И с оригинальными дверями, похоже, рачительные хозяева разобрались, заменив их на надежные металлические. Никакой пощады старине и красоте!
Мы находимся на одной из старейших улиц Саратова — улице Мичурина. А до того, как ее переименовали в честь известного советского биолога и селекционера Ивана Мичурина, она носила название Панкратьевской. И тогда эта полуразвалина была только что отстроенным новехоньким домом, принадлежавшем Александре Дмитриевне Воротынской, где вместе с матерью проживала ее дочь — славная девушка по имени Анна. Но о ней — чуть позже.
Датируется постройка началом 1910-х годов. И на ней присутствует в качестве характерного элемента модерна изящное круглое окно. Что за цветок в нем — тюльпан? Мак? А под ним резная дверь с чугунной накладкой «для писемъ». Подобная табличка — довольно редкий дореволюционный артефакт, ценная находка для коллекционеров или… для охотников за чугуном.
Да и сама дверь красоты потрясающей, вы только оцените полет фантазии резчика! Вот таков он — модерн.
Известно, что с Саратовом оказалась связана значительная часть жизни художника Борисова-Мусатова, здесь он выбрал свой путь в искусстве. Здесь же его настигла первая и безответная любовь. Объектом нежных чувств Виктора Борисова-Мусатова стала Анна Воротынская.
Этот период, полный ярких эмоций и сердечных переживаний, оказался неразрывно связан для него с этим адресом, хотя и не с самим этим домом, а с тем, что прежде стоял на его месте. На полотнах Борисова-Мусатова запечатлены женщины, к которым художник когда-либо испытывал романтические чувства. Образ Анны Воротынской был им воссоздан в картинах «Гармония» и «Гобелен».
Пожалуй, на этой романтической истории и следует закончить разговор о великолепном модерне и его оригинальных окнах. А вам — пожелание удачи и счастья в личной жизни!
В тему:
- Хороший город Саратов и что посмотреть в нем туристу
- В городе С: перипетии с водоснабжением, канализацией, античными богами и чугунными люками
- Прогулки по Архангельскому. Семейное счастье Николая Борисовича Юсупова
- Что можно увидеть, разглядывая под ногами крышки телефонных люков
- В Углич – к белокаменным церквям, древним монастырям и веселым зимним забавам
Комментарии к статье
Очень понравилось, очень жду новых статей!
Спасибо, Влад, за добрые слова!
Здравствуйте. Шикарный материал! Мои предки жили на ул. Волжская, д. 6. Сейчас дома уже нет. Не располагаете ли Вы информацией по старой снесенной застройке ул. Волжская? Нигде не могу найти. информацию.
Спасибо, Юлия, за добрые слова! Но, к сожалению, относительно дома ваших предков мне вас порадовать нечем. Попробуйте обратиться к Денису Жабкину – это самый авторитетный в Саратове краевед.
Оставить комментарий