До недавнего времени все шло, как говорится, путем. И вдруг — на тебе! — Знак! Стоило его только раз заметить, как он стал появляться повсюду. Знак буквально преследовал меня. Вот он на полисе медицинского страхования… Смотрите: он же на стене здания городской администрации! Маячит даже на крыше Крытого рынка в окружении рогов изобилия. Сразу и не догадаться, чтобы это значило. А тут он на бывшей аптеке Фридолина. Впрочем… Он это или не он? Не-ет! Какой-то он здесь немного другой. Ну, будем разбираться. Но сначала — об олимпийских богах.
Кто такой Гермес
Тем весенним днем Майя, прекрасная горная нимфа, укрылась в пещере на высокой горе Киллена, что в богатой области Аркадия на юге Греции, — ибо пришло время появится на свет ее младенцу. Родился мальчик – очередной и младший из бессчетных сыновей Зевса. Счастливый отец по этому поводу расслаблялся на Олимпе, употребляя амброзию в хорошей компании, а утомленная мать, запеленав новорожденного, задремала.
И тогда божественный малютка, заскучав в одиночестве, решил немного осмотреться в этом новом для него мире. Оказалось, что окружающая реальность весьма неплоха, и здесь можно отлично проводить время! Для начала малыш изобрел кифару и научился на ней играть, а потом, шалости ради, угнал стадо коров, принадлежащее Аполлону.
Когда же тот, в праведном гневе, примчался на разборки, Гермес, как и полагается младенцу, смирно лежал в своих пеленках и невинно пускал пузыри, вдоволь насосавшись материнского молока. Но всеведущего Аполлона было не провести! И он весьма категорично и настойчиво потребовал безусловного возврата своей собственности. Делать нечего, пришлось вернуть…
Но пока хозяин коров придирчиво пересчитывал свое стадо, малютка Гермес, как ни в чем не бывало, заиграл на кифаре… Покровитель искусств замер в восторге… А хитрец в пеленках предложил околдованному Аполлону выгодную сделку – коровы против кифары, и солнцеподобный бог согласился. Но пока тот осваивал новый для себя инструмент, в руках будущего бога торговли уже была следующая разработка — ноу-хау! – пастушья свирель, способная издавать чудесные мелодии.
В уплату за этот объект интеллектуальной собственности и секрет его производства Гермес получил от Аполлона его золотой жезл — средоточие магической силы, к которому прилагался дар прорицания, способность примирять врагов, успокаивать яростных спорщиков и еще ряд удивительных качеств.
Жезл Гермеса против посоха бога врачевания Асклепия
Как он выглядел? Как посох, увенчанный крыльями. Но дело в том, что получив в свои руки волшебный предмет, Гермес решил немедленно его опробовать. А тут ему попалась пара змей, что яростно сплелись в нешуточной борьбе, вот юный бог и воткнул древко между ними… С той поры та парочка ядовитых пресмыкающихся навечно осталась обвивать его магический жезл.
Греческий бог Гермес, а затем его римский аналог Меркурий, никогда не выпускали из рук полученный от Аполлона столь ценный атрибут. Сей предмет среди древних греков носил звучное название керикион, а на языке благородной латыни он же именовался кадуцей.
Далеко не сразу случилось, что многофункциональный жезл Гермеса-Меркурия стал символом, олицетворяющим медицину. В античном мире с ней ассоциировался не кадуцей, а схожий с ним по изображению посох бога врачевания Асклепия — суковатая палка, вокруг которой извивалась одиночная змея.
Но вот наступает эпоха Возрождения — время революционных научных идей, технических новшеств и подъема во всех без исключения областях человеческой деятельности. И это при том, что производство и торговля все еще продолжают находиться под жестким контролем гильдий и цеховых объединений ремесленников. Чтобы заниматься той или иной профессией нужно было состоять в корпорации, причем порядок формирования цеховых объединений для современного человека представляется вещью темной и загадочной.
Ну смотрите сами – например, в корпорацию врачей и аптекарей ни при каких условиях не принимались хирурги. Те составляли единое сообщество с цирюльниками и банщиками. Зато в цеховые объединения медиков могли, хотя и на правах бедных родственников, входить живописцы. Однако скульпторам и зодчим путь туда был бесповоротно закрыт, но этих равноправными членами принимали в свое лоно цеха каменщиков.
В это запутанное время кадуцей — знак плодородия и жизни, до того олицетворявший преимущественно торговлю, — впервые появляется в качестве символа медицины.
Как медицинская эмблема он до сих пор используется в армии США. Золотой крылатый жезл, перевитый двумя змеями, украшает все шесть знаков различия, которые носят на форменной одежде военнослужащие медицинского корпуса американской армии.
Зато военных медиков Великобритании отличает от прочих из состава вооруженных сил Ее Величества изображение посоха Асклепия на фуражке и кителе. И так во многих других странах. Как факт приходится признать — в наши дни символика бога врачевания сильно потеснила в медицине Гермеса с его кадуцеем.
Но бог торговли не привык унывать. Его неизменный кадуцей присутствует в геральдике Федеральной таможенной и налоговой служб, на эмблеме системы арбитражных судов России, в исторических гербах ряда городов нашей страны (Енисейск) и в их современных вариантах (Улан-Удэ, Таганрог).
Перед нами здание Торгово-промышленной палаты в Москве. Никого не узнаете? Ну конечно, атлетически сложенный молодой человек это и есть бог Меркурий! И, как положено, в руке кадуцей…
А это покровитель торговли и его неизменный атрибут, что присутствуют на здании Торгово-промышленной палаты Саратовской области, находящейся где-то на городских выселках. Туда я так и не собралась доехать, потому вместо фото помещаю скриншот из яндекс-панорамы.
Коллекция одежды, обуви, головных уборов бренда бог Гермес
Итак, всем известно, что богиня правосудия неизменно держит меч и весы. Проказливый Амур немыслим без лука со стрелами. У покровителя искусств Аполлона голова увенчана лавровым венком. И у каждого своя важная функция. А вот младшенький сынок громовержца Зевса, крепко сжимая в руках кадуцей, сторожил стада вместе с аркадскими пастухами. Но – недолго. Всемогущий царь богов, заметив, какой непоседливый и сообразительный у него уродился мальчишка, быстро приставил его к делу.
Шустрик начал мотаться между Олимпом и землей, передавая папины, да и прочих небожителей, поручения людям. Оперативно выполнять обязанности вестника помогал Гермесу божественный специнвентарь — таларии — крылатые сандалии. Вот он — бог Меркурий в полной экипировке на здании Рокфеллер-центра в Нью-Йорке…
Кстати, похожую обувь — правда, начисто лишенную крыльев и волшебных свойств, зато с тем же названием, — и по сию пору любят носить в Греции.
Мало-мальски внимательному зрителю заметно, что гардероб Гермеса весьма скуден. Тем не менее, он предусматривает два фасона головного убора. Оба снабжены парой крыльев, но один выполнен в виде конического шлема, а другой напоминает круглую шляпу с немного загнутым полями.
Древние греки были затейники и напридумали себе кучу вариантов для шапок. «Выбирайте: этот войлочный образец с полями незаменим для пастухов и охотников!» — «Лучшее предпочитают путники! Для них коническая версия шапки из кожаного материала!» Как-то так. Ну и что прикажете делать, если ты бог-покровитель пастухов и, одновременно, путешественников?
Парацельс и чаша Гиппократа
Представляете? Мерзкие гады… Ой! То есть неприятные пресмыкающиеся, но с самыми человеколюбивыми намерениями собирают в вазочку свой яд! Я так с детства помню эту завораживающую картину на стене саратовской аптеки. Несмышленым разумом я предполагала, что так и делаются все лекарства, недаром они такие противные. Но… Это ж сколько надо яду! С водопад Виктория?
Забавно было потом узнать, что поток змеиной отравы, поступающий на абсолютно все химфармзаводы планеты не столь уж могуч. Поскольку суммарная общемировая потребность в нем – как для производства лекарственных препаратов, так и противозмеиной сыворотки – не превышает скромных десяти килограммов в год.
В XVIII веке в России появляется и становится популярным медицинский символ в виде сочетания чаши — с одной или двумя змеями. Он стал известен под названием «Гиппократова чаша». Вот ее изображение на историческом здании Саратовского мединститута.
Был такой древнегреческий врач Гиппократ, слова профессиональной клятвы которого медики повторяют до наших дней: «В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного». Чаша со змеей, возможно, самая распространенная медицинская эмблема в нашей стране.
Однако первая попытка заменить традиционный кадуцей на модификацию древнего изображения чаши и змеи была предпринята на два века раньше. И ее связывают с именем Филиппа Ауреола Теофраста Бомбаста фон Гогенгейма — выдающегося врача и фармацевта, алхимика и каббалиста. Один из самых загадочных ученых Возрождения более известен нашим современникам под псевдонимом Парацельс.
Это он сказал: «Все — яд, и все — лекарство, но чем оно будет – определяется дозой». И ведь верно: обычная вода способна прервать жизнь крепкого человека, если он выпьет более двух литров жидкости в течении часа. И наоборот, страшный яд стрихнин, который будет, пожалуй, покруче цианистого калия, в микродозах успешно лечит параличи и парезы.
Улица, фонарь, аптека…
…Число городских жителей Поволжья неуклонно росло, в том числе за счет прочно осевших в Российской империи этнических немцев. К началу ХХ века значительную – примерно десятую – часть населения Саратова составляет немецкая диаспора, причем ее численность выросла в пять раз по сравнению с серединой XIX века.
Среди немцев были представители разных социальных групп – простые работяги, служащие, учителя, предприниматели, инженеры, архитекторы, врачи… Как правило, потомки выходцев из Германии в любой сфере деятельности умели показать себя с наилучшей стороны. Немецкий менталитет: порядочность, трудолюбие, прилежание, практичность, бережливость.
Особую роль в жизни Саратова сыграли немецкие аптеки. Тут надо заметить, что в Германии профессия аптекаря всегда почиталась как весьма уважаемая и престижная, а в России долгое время слова «аптекарь» и «немец» воспринимались как синонимы: аптекари немецкой национальности встречались в нашей стране со времен Ивана Грозного.
Начиная с самой первой в Саратове, принадлежащей аптекарю Гельмеру, немецкие аптеки были образцовыми во всех отношениях, а их владельцы всемерно содействовали развитию медицинского дела в городе.
…В 1901 году было закончено строительство здания, принадлежавшего Александру Георгиевичу Фридолину — одному из видных фармацевтов города. Дом получился на славу. Классические портики, полуколонны ионического ордера с волютами, закрученными в противоположные стороны. Сверху – весь в чешуе из кровельной жести – купол сложной конфигурации. Слуховое окошко… И завершающий шпиль… Красиво!
Над входом в аптеку — угловой эркер с аркообразным окном и лепными деталями символического характера. Вот они – крылатые шапки и магические жезлы Гермеса-Меркурия!
Дом аптекаря Фридолина — одна из ранних работ архитектора Терликова. Позже — признанный мастер модерна, он, в этот период своей жизни, придерживался направления эклектики. Так образы изменчивых фантазий, Бегущие, как в небе облака, Окаменев, живут потом века…
Глубокие подвалы были предназначены под аптекарские склады и места хранения множества химических и парфюмерных товаров. Второй этаж дома частично использовался для сдачи в наем, тут же находились жилые комнаты самого магистра фармации Фридолина.
На первом этаже для страждущих недугами готовили пластыри, лекарства и мази по прописи врача, проводили анализы продуктов и воды. Здесь же разместился аптекарский магазин с готовыми медикаментами, что выписывались из Москвы и из-за границы, перевязочными средствами, разными целительными снадобьями — зубными каплями, алтейной пастилой от кашля, соками, фруктовыми сиропами, настойками и et cetera, et cetera.
Сейчас, по-прежнему, на первом этаже здания размещается аптека…
Кадуцей, рог изобилия и вкус детства
Саратовцы недавно отметили столетний юбилей этого грандиозного сооружения. Здание Крытого рынка представляет интерес как чудо инженерной мысли и шедевр торговой архитектуры. Свидетель прошлого, оно дорого всем, кому не безразлична история родного города. А какие легенды и любопытные факты могут поведать о нем местные краеведы! Если кому стало интересно, то небольшой рассказ об этой городской достопримечательности можно прочитать вот здесь.
Саратов без Крытого рынка — всё равно, что девушка без макияжа или обед без десерта. Второе наверное, даже ближе к истине. Пахнет корицей и ванилью свежая выпечка, в кондитерских витринах горы конфет. С фруктовой начинкой, с орехами и вафлями. Но, может быть, кто-то предпочитает мед? Оторвать взгляд от сладких прилавков удается с трудом…
Но оглянитесь по сторонам: овощные прилавки ломятся от капусты, морковки, картошки, лука, свеклы, дайкона, тыкв – все, как на подбор. Веселы и ярки пирамиды из яблок, апельсинов, грейпфрутов, кучки бананов и киви. Пучки свежей зелени, все в бриллиантовых каплях воды из пульверизатора. Всегда пользуется спросом свежая и вяленая волжская рыба, богат ассортимент рыбы соленой и мороженой.
Смотрите, какие краешки предлагают торговки в мясных рядах! Приятный аромат специй и чеснока манит посетителей за деликатесами и копченостями в колбасные отделы.
По всем законам мерчендайзинга разложены в витринах сыры – белорусские, воронежские и местные. Хотите продегустировать? Тетечки в чистеньких фартуках, торгующие в рядах молочными продуктами, дают пробовать сметану и творог. Не отойти от прилавка — какие там сливки! Домой принесешь, а они уже загустели.
Друзья, прошу отнестись к моим восторгам с пониманием: ведь это город моего детства, а разнообразие запахов, красок и вкусов спровоцировало приступ ностальгии. Но в реальности жить здесь не лучше и не хуже, чем во многих других городах России. Учитывая нынешние непростые времена, жители Саратова в своей массе стали реже ходить на рынок за продуктами, покупать меньше и выбирать то, что подешевле. А теперь вернемся к нашей теме.
Главная торговая площадка города привлекательна своими объемными лепными украшениями фасада. Конечно, присутствует кадуцей… Рог изобилия — символ богатства и благополучия… Да и где же ему быть, как не на здании Крытого рынка!
Тематику торговли логично дополняют изображения стерлядок, снопов пшеницы, бараньих и бычьих голов. Не все это замечают, но с высоты округлых наружных углов здания за проходящими мимо присматривает лепная голова симпатичного юноши. Красавчик на серой стене Крытого рынка — один из двенадцати главных богов греческого пантеона — озорной бог Гермес, он же в римской версии вездесущий и изворотливый Меркурий.
Меркурии на «чайном» перекрестке
Я знаю есть у ветра любимая игра — на крышах, на крышах он крутит флюгера… Но одно дело, когда речь идет об облике североевропейских городов, где шпиль с флюгером имеется на крыше каждого уважающего себя старого дома, и совсем другое город в Поволжье.
Тем не менее, и над саратовскими крышами есть чем позабавиться озорному ветру. Но где можно увидеть эти замечательные штуки в Саратове? И насколько часто они здесь встречаются? Всему свое время, друзья! В ближайшем будущем в моих планах поделиться своей коллекцией подобных метеоприборов.
А пока взгляните на одно произведение искусства из когорты саратовских флюгеров. Оно украшает здание, бывшей гостиницы Московская, что была отстроена в 1901 году. Ее сегодняшнее состояние никто не назовет блестящим, но сто лет назад на верхних этажах заведения проезжающих ждали удобные и роскошно обставленные номера.
Помимо них, внутреннее устройство гостиницы располагало большим двусветным залом для ресторана, где под «оркестр музыки» взыскательные клиенты могли отведать первоклассно приготовленные блюда русской и французской кухни. А с высоты потолка за обедающими наблюдали лепные меркурии.
Первый этаж здания традиционно сдавался под продовольственные магазины. В одном из них — угловом — обоняние саратовцев волновали сильные и нежные ароматы качественного чая. Тут вела торговлю своими изысканными колониальными товарами — чаем и кофе — разных сортов и цен знаменитая московская купеческая фирма «Василий Перлов с сыновьями».
Наряду с Саратовом, эта известная столичная компания открывала свои отделения во многих других городах Российской империи. При этом оформление помещений, включающее расписные китайские вазы, было богатым, пусть и не таким роскошным, как в чайном магазине Перлова в первопрестольной.
Наискосок от гостиницы Московской привечал массы любителей ежедневного «православного» напитка Д.Н. Крючков, соблазняя их красочными этикетками и фасовкой четвертушками да осьмушками. Прямо напротив здания гостиницы размещался один из трех чайных магазинов купца Тименкова, где шли нарасхват душистые чаи «Ханский», «Фу-че-фу», «Сун-ланчо» и «Хунмы отборный». Нет, но какие названия!
Чуть поодаль от «чайного» перекрестка находился магазин саратовского чаеторговца Булкина, который активно рекламировал по всему Поволжью свой товар с весьма необычным названием. «Сарпеха» — лучший друг семейства и товарищ в одиночестве! Пробуйте цветочный чай «Сарпеха» и убедитесь, что вы никогда не замените его другим чаем! Награды орденами и золотыми медалями на выставках в Париже, Мадриде и Лондоне! Покупайте — два рубля за фунт!
Красивейший архитектурный объект чайного перекрестка в Саратова примечателен своей угловой башенкой с флюгером, изящными чугунными балконами, сложной фигурной кладкой с элементами старорусского зодчества, но, в русле нашего разговора, он интересен еще и целой галереей меркуриев на его стене.
Время, когда ажурный флюгер только начал поворачиваться по велению ветра над новехонькой гостиницей, было поистине золотым временем для Саратова. Да что там для Саратова — для всей России!
Страна еще знать не знает, что такое нефтяная игла и как она воздействует на экономику, никто не слышал об экспорте газа, но города переживают строительный бум, стремительно развивается транспорт вкупе с промышленностью, дела неутомимого бога прибыли и обогащения находятся на подъеме.
Саратовские меркурии невооруженным глазом
Стоп машина! Вот он — Меркурий! Парит на шикарном горельефе здания гаража Захария Иванова в Саратове. Но долго задерживаться тут не будем — вот здесь уже приходилось рассказывать о нем. А о том, какая ниточка протянулась от его хозяина к «Золотому теленку» можно прочитать здесь. А мы поспешим, ибо остальные герои с нетерпением ждут своего часа.
К началу XX века первое место по объему производства и товарообороту на Средней и Нижней Волге принадлежало Саратовской губернии, а сам дореволюционный Саратов традиционно воспринимался в Российской империи как один из центров страны, за которым стояло промышленное и финансовое могущество.
В торговом городе Саратове прочно главенствовало местное купечество. И оно раньше, чем в других городах, создало свое объединение. Сначала – для решения сугубо деловых вопросов, но скоро бизнес-элита того времени поняла всю прелесть дружеского времяпрепровождения и совместного отдыха при наличии общих интересов. Тогда и было построено красивое и солидное здание Коммерческого собрания.
Проведя трудовой день в конторах, на рынках или на складах пристаней, местные купцы вечерами приезжали сюда поужинать, почитать, поиграть в карты или на бильярде. Здесь часто проходили театральные спектакли, устраивались званые вечера и балы. Кстати, традицию купеческих балов в бывшем Собрании, а теперь доме работников искусств, несколько лет назад возродили. Они проходят ежегодно на Масленицу в стиле а-ля рюс — с блинами и чаем из самовара.
Среди богатой лепнины на фасаде сохранился в неизменном виде барельеф с головой Меркурия — покровителя торговли и патрона всех купцов.
Об этом памятнике архитектуры XX века более подробную информацию можно почитать вот здесь, но большинству современных саратовцев он известен как дом с демоном, что удерживает на своих распростертых крыльях эркер. Но сейчас речь не о крылатом первенце творенья, а о боге с крылышками на шлеме.
Видите его, воон там, наверху? Счастливый демон – его все замечают, но почти никто не видит на облицованном серым песчаником здании верхний барельеф с каменной головой юного бога.
Строилось здание как доходный дом и в таком качестве оно встретило революцию, так что присутствие Меркурия на фасаде вполне оправдано.
А это, наверное, он же во внеслужебное время, при отсутствии форменной шапочки на голове олимпийца.
Встреча в зимней сказке
Снег летает, снег кружится, шапкой пуховой ложится… Город – это ведь не только дома и улицы, но и лесопарковые зоны, прогулочные аллеи и такие вот уютные скверики. Не правда ли, его зимний вид прекрасен… Но тут хорошо и жарким летом: цветники, в тени вековых деревьев удобные скамейки.
Мы шли по аллее небольшого скверика возле Театральной площади направляясь к зданию Саратовского академического театра оперы и балета.
Болтая ни о чем, и обо всем на свете, мы вдруг увидели его…
Как явствует из ученых трудов, первые кошки на планете появились 45 миллионов лет назад и принялись быстро обживать окрестные территории. Однако на этом клочке саратовской земли представители кошачьих до сих пор как-то избегали селиться, а тут вдруг обосновался не простой мурлыка, а всем известный персонаж из мультфильма!
Кот Матроскин сидел и глаз не сводил с деловито шагающего мимо очень молодого человека.
Вы попали в точку, если узнали в бронзовой скульптуре молодого Олега Табакова. Да, Саратов – его «малая родина». Не догадываясь, какое будущее ждет его впереди, спешит по дорожке простой саратовский паренек. За спиной юноши – двери здания Дворца пионеров, куда он несколько лет ходил заниматься в театральный кружок. Так символически обозначено, откуда начался путь мэтра к вершинам творчества.
Кстати, в XX веке город дал стране много талантливых артистов театра и кино. Среди них Василий Качалов, Сергей Филиппов, Борис Бабочкин, Борис Андреев, Галина Яцкина, Олег Янковский, Владимир Конкин, Евгений Миронов, Максим Матвеев. Некоторые из них также делали свои первые шаги в искусстве, занимаясь в кружке Дворца.
Мы, пионеры, дети рабочих
К 1937 году саратовским пионерам стало тесно в бывшем доме Тилло. И тогда дети рабочих получили в свое владение новое здание на площади Революции — впечатляющие размеры, огромные светлые окна, прекрасно отделанный фасад, внутри широкая лестница из мрамора, просторные залы и кабинеты… В новом здании Дворца пионеров немедленно было открыто множество разных кружков — почти пять десятков.
Но в истории дореволюционного Саратова Дворец был известен как новое собственное здание городского общественного банка, который вот уже как полвека занимался финансовыми операциями купцов и промышленников, арендуя чужие помещения. Построенное по проекту саратовского архитектора П.М. Зыбина, оно к осени 1913 года было великолепно отделано и было готово принять своих хозяев.
В соответствии с назначением здания, на фасаде были выполнены лепные элементы и аллегорические скульптурные изображения.
Вот здесь в нишах, на месте фонарей, стояли одиночные скульптуры.
В одной стоял некто, символизирующий сельского труженика – по прошествии времени теперь уже невозможно по старинным фотографиям распознать, кто конкретно это был. Симметрично ему в другой нише располагалась фигура с клещами в руках, своеобразное представление рабочего.
Эта группа – главное украшение фасада. В центре скульптурной композиции сейчас находится нечто непонятное – из раскрошенных обломков бетона торчат прутья арматуры, но по задумке это был пионерский костер. А там, где вокруг огня собралась кучка юных пионеров, изначально размещались всего три фигуры.
На центральную позицию скульптор водворил бога торговли Гермеса с кадуцеем в руке, по бокам от него встали Посейдон и Гефест, чье божественное покровительство было не лишним для предпринимателей города на Волге. Ведь фундаментом саратовского бизнеса тогда являлась торговля хлебом, а она была неразрывно связана с пароходами и рекой.
В 1946 году по решению властей старорежимного Гермеса со всей компанией богов убрали с глаз долой, на фасаде вместо них поставили идейно выдержанные скульптуры, а также заменили утратившую актуальность лепную символику на правильную.
В настоящее время бывшая вотчина Меркурия служит городским центром творчества юных, где в разных кружках занимаются без малого 3,5 тысячи учащихся. Выбор у ребятни велик! Тут и клубы по интересам – краеведческий, «Школа Василис», «Волшебная кисть», и шахматный «Юный гроссмейстер».
Ждет детей ансамбль ложкарей, танцы под мелодии кантри, студия бальных танцев, а для любителей пения – кружки народных, детских и популярных песен. Девочкам нравится шить? К их услугам театр мод и половодье ярких костюмов, сшитых в мастерской своими руками. И, если Гермес действительно покровитель разумности, ловкости, красноречия, бог атлетов и путешественников, то тут ему самое место.
В тему:
- О каких секретах могут поведать круглые крышки канализационных люков в саратовских двориках
- Внедорожный маршрут по дебрям Псковского края
- О подмосковной усадьбе Архангельское, ее истории и необыкновенных владельцах. Начало.
- Фантастические твари, обитающие в Саратове, и связанные с ними истории
- Что могут поведать старинные особняки волшебного Саратова
Комментарии к статье
Даша, ты открыла мне дверь в мир символов. Сколько, оказывается, их вокруг нас и какие за ними потрясающие истории. Вчера был на концерте органной музыки с включением коротеньких пояснений. Оказывается музыка Баха вся соткана из символов. В его эпоху их понимали легко, а в ниши дни их значение расшифровывают специалисты.
Саша, какой вы разносторонний человек!
Оставить комментарий