ноябрьская езда по бездорожью

Незаметно, за делами и работой, подкрались ноябрьские выходные. В воздухе витал многообещающий дух праздника. Но нет, наши головы кружил не призрак салата оливье в союзе с каким-нибудь из благородных напитков и продолжительное веселое застолье с родственниками и гостями. У нас, из года в год, на ноябрьские – езда по бездорожью. И теперь внедороги звали нас.

Традиционно, из года в год на Преодоление бездорожья мы отправлялись в поездку на Чухлому в Костромскую область . Но уже в прошлом году там всем участникам стало ясно, что прежний формат чухломских поездок по бездорожью безвозвратно канул в Лету, а что придет на его смену – неизвестно.

Что было такое – езда по бездорожью на машинах в формате Полной Чухломы

  • На полноприводных машинах отправляемся на 3-4 дня по бездорожью в глухие места, максимально отдаленные от современной цивилизации.
  • Город, работа, проблемы – все это остается за бортом. С собой берется хорошее настроение и готовность прожить эти ноябрьские дни в автомобиле или палатке.
  • В мероприятии участвуют не одиночки, но команды единомышленников. И экипажи – часто семейные. Жены и подруги, если и не разделяют увлечение своих мужчин поездками по бездорожью, то уж относятся к нему с пониманием.
  • А там, на лесных и полевых внедорогах, колеях, бродах, где любая лужа автоматически трансформируется в Грязь, выплеск моря адреналина, бесценное чувство локтя товарища, испытание себя и возможностей своего внедорожника.
  • Конечно, встреча с настоящей природой. Главное, не раствориться в ней без остатка!
  • Немаловажна краеведческая составляющая поездки, знакомство с интересными местами края.

Это потерять было бы жалко. И никуда не делось желание покататься и снова встретиться с хорошими людьми.

здесь поедут наши внедорожники по грязи

Выбор внедорожного маршрута

Сложный был год: налоги, катастрофы, мистрали, неприятные сюрпризы с долларом и евро, российское эмбарго на ввоз сыра и фруктов. В хорошее практически не верилось. Знакомые из «ТАМ» -клуба зазывали опять в Кострому, а участники с Саниного форума Land-Cruiser пришли к твердому убеждению, что в этом году незабываемые внедорожные приключения могут быть только на Мещере.

А мы все сомневались, раздумывали, перебирали варианты. И все было без толку: несмотря на наш солидный опыт, не получалось никак отыскать на все свои четыре колеса то самое внедорожное приключение, на которое отозвались бы вместе и разум и сердце.

Но в любом случае раз уж сложилась у нас такая традиция, ехать куда-то по бездорожью было надо!

Саня звонил, одному, другому. Сидел, медитируя, над картой. И вдруг его осенило. Искомый, правильный внедорожный маршрут в любимом формате – возможен! Где? Минуточку … За-а-держали дыхание! В Псковской области! Здесь настоящая Россия!

Псковщина, с древней историей, красивыми местами, обилием лесов и озер – замечательный край. Так и есть – настоящий край. Такой, что, кажется, именно здесь надо искать край земного диска и откуда, свесившись, можно увидеть загорелых под светом звёзд четырех исполинских слонов, стоящих на панцире Великого А’Туина – Всемирной Черепахи, неспешно плывущей в Космосе по звездному проливу.

И в этом потерянном краю, где настоящая Глушь, есть настоящая Грязь.

грязь и внедорожники

Вишенка на торте

Саня размышлял: «Если от федеральной трассы М9 направиться к озеру Кодосно, затем лесами в сторону Велижа !! А потом уж лесными дорожками-тропинками выехать к Смоленску и посетить смоленский кремль XVI века … »

Ну как же без кульминации в путешествии! Посетить ту древнюю смоленскую крепость, которая помнит великого боярина Годунова, тогда еще не царя, сказавшего при ее возведении: «Как на боярыне знатной важно лежит ожерелье драгоценное, так и стена Смоленская каменная станет теперь ожерельем для всея Руси. На страх врагам и на гордость государства московского ».

И была возведена стена каменная крепостная у Смоленска высотой в 7 сажен, толщиной в 3 сажени. С бойницами и тысячами зубцов поверху, со многими тайными подземными ходами и подземельями под ней, часть которых известна, а часть утрачена. Сейчас от древней стены осталось меньше половины, но былой красы она не утратила. И связано с ней множество старинных легенд. Даешь тайны и загадки крепостной стены Смоленска!

И выбор был сделан, и у нас сразу отлегло от сердца.

наши машины едут по бездорожью

Покорители бездорожья

31 октября, в пятницу, нам выехать не удалось: и у меня, и у Сани оказались неотложные дела на работе. Дочку забрали к себе многоопытные бабушка и дедушка. Ну а наши друзья, чадами не обремененные, спокойно выехали, как и полагалось по плану, в пятничный день. Встреча с ними была назначена на трассе, не доезжая Великих Лук.

На следующий день в 5 утра, мы подхватываем сумки и начинаем веселую игру тетрис с укладкой вещей, наконец, мы пристегиваемся – и в путь. В предвкушениях – «Новая Рига» с ее ремонтами, ограничениями, сужениями и заторами. Впрочем, все это в пределах обычной дорожной ситуации для тех, кто не сидит дома.

Трасса М9 приятно удивила. Она вполне пригодна для езды, на ней встретилось не так уж много километров с плохим покрытием. В результате расстояние от Москвы – 439 км – с парой коротких остановок было пройдено за вполне приемлемое время.

Почти в одиннадцать около пгт. Кунья мы сворачиваем с трассы на заправку, там, возле кафе, стоят боевые танки наших друзей. Нас поджидает старая гвардия – экипажи испытанных товарищей – Сергея (ник Крокодил) и Максима (ник Макез). Не секрет, что не все команды выдерживают испытание внедорожной ездой с ее приключениями и переделками, бывает, что после пережитого группа не собирается больше ни разу.

О, да там на одну машину больше! Что ж, прекрасно. Добро пожаловать, новые друзья! Теперь нас на четырех машинах семь человек.

Новеньким оказался очень милый, взъерошенный парень по имени Аркаша. Мы с Саней переглянулись: он идеально подходил под описание выросшего мальчика Аркаши, того, который решил стать писателем и писал ужасные истории, а потом впечатлял ими как аудиторию ближнюю – маму с папой, так и дальнюю – всех, кто попадался под руку … Того, чьими любимыми словам были: «! Ибо воистину»

внедорожнике готовы к выезду на бездорожье

Внедоророжные приключения начинаются

И вот воистину допиты последние глотки кофе, заведены моторы и мы сворачиваем на грейдер в сторону озера Кодосно. Грейдер через пару километров сужается, переходя в ранг дорожки. Мы поворачиваем раз, другой.

У нас и наших друзей – у всех – машины марки ландкрузер, но разных моделей. У нас 80-я, у Максима – 78-я легкая (короткобазовая), у Сергея и Аркаши – 78-я длиннобазовая, тяжелая. В них лихо трещат УКВ-ые рации, мы переговариваемся, по ходу обсуждаем маршрут и его особенности.

Один из существенных компонентов нашего внедорожного приключения – в этих краях никто из нас ни разу не был, в активе только карты. А это обещает интересные дороги … Очень интересные.

Дорога лихо поворачивает и мы проезжаем мимо указателя: «Баня». «Нет, в баню нам не надо», – веселимся мы. И … утыкаемся прямо в шлагбаум. Дальше проезда нет. Как так? Ведь нам, по верному озику – навигации OZI Explorer, – именно туда и надо!

Рядом со шлагбаумом будочка, но в ней пусто. Озираемся – дальше идут заборы лесохозяйства и где-то далеко-о-о на вершине холма стоит дом. Вокруг – звенящая тишина и нет ни одной живой души.

Крокодил в задумчивости попинал столбик шлагбаума: возвращаться не хочется! И он решается! Через яму и траншею, призванную стать преградой, наш отважный друг объезжает шлагбаум. Путь открыт, мы, не спеша, следуем за ним и едем дальше.

внедорожники выехали на просторы бездорожья

Люди, внедорожники и тракторы по грязи

Сочная Грязь чавкает и шуршит, ласково смазывая брюшко Дамбика. Дамбик мурлыкает, он рад – наша машинка любит поездки по бездорожью.

Постепенно грязь стала не только смазывать, но и активно засасывать: вот уже впереди буксует Аркаша, и дает по газам, преодолевая бездорожье, Макез. У него колеса марки «гудрич», это хорошая грязевая резина, лучше ее для внедорог только шины Симекс. У нас же резина попроще и, к тому же неновая – лысоватые купера. Но тревоги наши мимолетны, все быстро вылезли и поехали дальше.

Неожиданно возле домика материализуются люди, которые с неподдельным интересом наблюдают за нами. Насмотревшись, один изрекает: «Дальше дороги нет». «И для нас?» – Недоверчиво смотрит на людей Саня. «Ни для кого! Даже для Трактора ».

Ну, трактор, конечно, аргумент … Но и мы ведь не лыком шиты! Что у нас: приключение или шоссейный выезд? Сдуваем колеса и едем! Все лихо рассаживаются по машинам и – к следующим поворотам и чавкающим грязям.

готовимся к чавкающим грязям

Памятник павшим

Через два часа мужественной борьбы мы оказываемся на дороге, жирная грязь которой совместно с огромными колеями, ясно намекает, что тут и лесовоз не пройдет … На обочине, как монумент героической, но проигранной битве, увязший и брошенный трактор …

Саня едет, но мы буксуем … Дамбик рычит и рвется всеми колесами вперед. Поворот – и впереди стоит еще один трактор. И в его кабине, кажется, есть жизнь! Пьяный, в дребадан, тракторист с трудом проговаривает уже известную нам информацию: «Дороги впереди нет». Та, по которой мы едем скоро закончится в лесохозяйстве.

Нда, ничего не поделаешь, надо возвращаться и искать другую дорогу к озеру. Возвращаясь, обнаружили еще одно основательно увязшее в грязи и неопознанное нами некое гибридное транспортное средство, его печального хозяина и собачку на тонких дрожащих лапках, в тревоге нарезающую круги возле человека и погибшей техники. Не волнуйтесь друзья, конечно, мы не бросили на произвол судьбы терпящих бедствие в лесном океане!

И вот снова грейдер. Останавливаемся, утыкаемся в карты, по рациям выговариваем зубодробительные названия деревушек, определяем направление. И нам сейчас хорошо – приключение в разгаре! Скоро поедем …

внедороги и увязший трактор

Внедорожное путешествие продолжается

«Едем!», – Торжественно закругляет обсуждение Крокодил и решительно газует. Его машина резво устремляется в направлении, противоположном выбранному. «Едем», – дружно подхватываем мы, но двигаемся в правильную сторону. Спохватившийся Сергей разворачивается и догоняет команду.

Генеральное направление – от найденного озера Кодосно к озеру Усвятское, к которому мы планируем попасть завтра. Где-то по пути будет ночлег. Любой любитель бездорожья скажет, что этот момент неопределенности добавляет соли и перцу внедорожному приключению.

А пока мы едем по грейдеру колонной, впереди – Крокодил. Минуем деревни Плюхново, Груздово … Вот заброшенная деревня, еще одна … Деревня Каськово, рядом озеро Жижицкое, за ним озеро Жакто. В машине тепло и хорошо, без умолку болтает рация, а за бортом красивые желтые листочки на деревьях, лужи на лесных дорожках, грязька. В ней-то Сережа-Крокодил чуть было хорошо не застрял, но, отчаянно извернувшись, самостоятельно вырвался из чмокающего плена на свободу и относительную твердь …

Между тем начинает темнеть, пора задумываться о ночевке. Вдруг наш авангард остановился, а за ним встали мы. Общительный Крокодил увидел местных охотников и повел с ними беседу. Встреча с ними была как нельзя кстати: карта показывала впереди сплошные болота, но на наших озиках обозначались какие-то дорожки. Местные должны о них наверняка знать! Аборигены – наилучший источник информации!

Основательные псковские Дерсу Узала разрешили наши сомнения, указав совсем иной путь, нежели наши навигаторы. В итоге мы поехали туда, куда указали нам люди с ружьями.

внедороги сказочные виды

Возвращаемся

Ну и дорожку нам сосватали охотнички! Машина едет прямо впритык к канавам, а там болото … Дорога узенькая, насыпная, но заметно, что когда-то ее мостили камнем. Фантазия разыгрывается: возможно, мы едем по остаткам некогда бойкой торговой дороги, по которой возили на торжища, как пишет летописец «меха, яблоки, мед бочками, репу возами» и возвращались назад счастливые, с покупками.

Нам тоже пришлось возвращаться. Лесная дорожка все уже. Справа – болото, слева – стена деревьев. Мы утыкаемся в несравненной красоты маленькое озерцо, долго любуемся, щелкаем фотоаппаратами. Налюбовавшись, осознаем – это тупик! Хлопцы, разворачивайте коней!

И время мы тоже провели с удовольствием – порубились, полебедились, повытягивали друг друга, насмотрелись на разные виды, нащелкали уйму кадров! Вот внедорожники по грязи, да так, чтоб в ней все колеса! Вот – преодоление бездорожья, а вот и сами покорители бездорожья за работой!

Вернулись и поехали в сторону озера Святое, такого малюсенького, что на Яндекс-карте оно еле видно. Там и проведем ночь.

место ночевки во время поездки по бездорожью

Первая ночевка

Найти уютный пятачок для стоянки дело непростое! Сворачиваем, вот неплохая полянка, белый мох, но ветрено, значит, не пойдет. Смотрим другое место – здесь уклон, стоять неудобно … Но чуть дальше – то, что надо. За час перед закатом появилось солнце, и стало так тепло и хорошо.

Место обживаем быстро: натаскав и напилив дров, разводим костер, ставим шатер, который Крокодил специально взял с собой, расставляем столы. Сергей планирует на ужин макароны с тушенкой. В нашей компании Саня единственный вегетарианец. «Даша, ну ты-то будешь?» – Уточняет Сережа-Крокодил. «Буду!» – Отвечаю я и мы, довольные друг другом, расходимся: он – варить макароны, я – готовить ночлег в машине. Раскладываю надувные коврики, сверху одеяло, потом спальники, подушки, поверх всего еще одно одеяло. Это не я мерзлячая такая! :))) Включаем подогреватель вебасто. Он гудит теплым воздухом …

А у Аркаши вебаста вдруг забарахлила, и он занят ее реанимированием. Саня обходит экипажи и строго глядя в глаза товарищам опрашивает, намерен ли кто из них ночью заводить машину. Греться от двигателя собирается только Макез. Дело в том, что Саня очень чутко спит, поэтому Дамбика надо поставить в такую ​​позицию, чтоб его хозяина не тревожил чей-то бухтящий рядом мотор.

солнце садится пора утепляться

Солнце садится. Начинает тянуть сыростью и прохладой, я утепляюсь капусткой: на тонкую болоньевую куртку – полартековую кофту, на нее – толстую куртку, жилетку, а еще лыжные штаны, шапку и варежки. Теперь тепло и можно сидеть и смотреть на костер, не пытаясь в него влезть.

Тушенка, макароны, ром с колой и приятная беседа. Оказывается, Аркаша никогда не читал про своего тезку мальчика Аркашку! Надо будет по возвращении ему прислать рассказик …

Костер трещит и убаюкивает … Спать хочется … Да, пора – уже десять часов. Устраиваюсь в спальнике, подворачиваю со всех сторон одеяло, затягиваю шнуровку, чтобы голова была укрыта, рядом обуючивается Саня. «Хорошо, что поехали», – шепчу я. «Угу», – отвечает Саня. И мы уносимся в мир сновидений.

поездка по бездорожью разжигаем костер

Джетбойл – рулит!

Утро встретило яркими солнечными лучами, радостно отражавшимися ото льда, сковавшего за ночь озерцо. Покрытые ледяной глазурью лужи блестели, как перо сказочной жар-птицы. Бодрый морозец пощипывал лицо.

Все собрались около плюющегося кипятком нашего незаменимого походного Jetboil. Это компактная система из кружки и маленькой газовой горелки – полезнейшая вещь, наш верный спутник во всех путешествиях. Он служил нам верой и правдой, начиная со Времен трекинга по Аннапурне . Рядом плитка, на которой стоит и пытается закипеть чайник. На мульти-топливной горелке греются недоеденные вчера макароны.

Емкость чашки нашего джетбойла – всего 250 мл, на всех – мало. Разливаем кипяток и снова ставим воду греться. Хоть нашим друзьям приходится ждать очереди, но это все равно быстрее, чем дожидаться чайника.

Нетерпеливый Макез выливает себе почти всю порцию очередной вскипевшей воды, затем Аркаша разводит кипятком кашу быстрого приготовления. Он на завтрак ест исключительно каши. Ну а остальная публика, не чинясь, смела все, что было недоедено с ужина и подзакусила бутербродами с припасенным нарезками, а потом захрустела сухариками.

морозное утро внедорожных приключений

Продолжение рассказа уже скоро. Друзья, чтобы не пропустить наши внедорожные приключения во время поездки по бездорожью Псковщины, подписывайтесь на обновления сайта.
TEXT.RU - 100,00%TEXT.RU - 100,00%

Поделитесь с друзьями этой статьей в: 
Интересная статья?  Подпишитесь на обновления блога и получите еще больше информации по  RSS,  Email