Арка — это старейший и выразительный архитектурный элемент, происхождение которого остается загадкой. Впрочем, человечество изначально имело возможность наблюдать подобную форму в природе: каменные арки и колонны естественного происхождения среди скальных образований, арками сгибались тонкие стволы деревьев — стоило лишь потянуть их за вершину к земле, на мысли об арке наводило небесное чудо крутой радуги и полукруг заходящего солнца.
Много веков назад шумеры, позаимствовав идею арки из окружающего мира, первыми стали применять ее при строительстве жилищ. Однако широкому применению этого архитектурного элемента мешало отсутствие надлежащих строительных материалов, весь ассортимент которых в древней Месопотамии состоял исключительно из сырцового кирпича.
В Древнем Риме произошел технологический прорыв, результатом которого стало изобретение римского бетона и разработка гениально простой конструкции арочного перекрытия. Применение этих достижений совершило переворот в строительстве. И пошло: арочные конструкции стали использоваться для возведения мостов, акведуков, амфитеатров, палаццо и вилл.
Арки даже приобрели самостоятельную архитектурную ценность, став символами торжества очередного императора, победившего в очередной изнурительной войне. Первая Триумфальная арка из камня была возведена в I веке нашей эры в честь императора Тита, покорившего Иерусалим.
К вашему сведению, в Саратове тоже есть своя Триумфальная арка…
Из Древнего Рима прямиком в Саратов
Саратовская арка, конечно, не относится к сооружениям римских времен, а является лишь копией той, что была построена к визиту Александра II в город и снесена в начале XX века. Да и откуда бы здесь взяться постройкам седой древности, если самая старая городская достопримечательность — Свято-Троицкий собор — относится к XVIII веку?
Не кажется ли вам, что собор, пребывающий в спокойной торжественности, можно представить кораблем, плывущим по реке времени и способным перенести наблюдателя в другую эпоху?
Но вернемся к теме нашего разговора. Тем не менее наш город не был обижен арками и не обделен аркадами, которые стали важными элементами многих строений.
Вот, например, симпатичная арочная конструкция, что украсила собой одну из монументальных сталинок, ансамбль которых величественно стоит на элитной набережной Космонавтов. Это здание, представляющее собой памятник градостроительства и архитектуры местного значения, построено в 1960-х годах. По хронологической шкале истории — практически вчера, но ведь ничто нам не мешает заглянуть в более отдаленное прошлое?
Арки, аркады и игра воображения
Пожар, случившийся в начале XIX века, почти уничтожил Саратов. Выгоревший город нужно было восстанавливать, но… Долго шел процесс проектирования и бесконечно тянулись подготовительные работы. Когда же началась городская застройка, появилась прямоугольная сетка улиц с большими площадями и новенькие каменные дома — все строилось в стиле классицизма.
Зодчие того времени, находясь под очарованием Золотого века античности, заимствовали оттуда не только принципы пропорциональности, порядка и симметрии, но и возродили арки как элемент классической архитектуры.
Арки, позволявшие облегчить кладку, обладали свойством превращать стену в аркаду. Ряд одинаковых по очертаниям и величине арок — характерная черта внешнего облика многих зданий Древнего Рима. В подражание античности аркады стали распространенными элементами зданий того времени.
В Саратове аркадой украшено здание православной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского, хотя открывалось учебное заведение в 1830 году как Духовная семинария.
Для Саратова это было долгожданное и полное надежд событие, ибо на начало века пришелся рост революционных настроений, а в тревожное и неспокойное время империи требовались образованные и лояльные люди. От одного из студентов семинарии ждали великих свершений и блестящей духовной карьеры. Но «милый мальчик с нежным лицом» выбрал иной путь. Звали молодое дарование — Николай Чернышевский.
Историческое здание начала XX века — Саратовская биржа. Она строилась как место, где купцы, предприниматели и фабриканты столицы Поволжья будут вершить свои многочисленные сделки. Элегантный вид фасаду этого храма коммерсантов придает аркада, а горделивую величественность — широкая лестница, поднимающаяся к ряду полукруглых проемов.
Но история почтенного заведения знает один пикантный момент, когда здание оказалось во власти анархистов, издавших скандальный декрет об отмене «частного владения женщинами». Помните такой интересный документ?
Несомненно, это был привет, очень далекий привет от итальянского Возрождения. Закатное солнце, подсветив лучами верхний этаж, сделало видимой для всех маленькую тайну этого здания.
В период Ренессанса аркады стали символом богатства и великолепия, ими очень любили оформлять фасады дворцов.
И пусть на самом деле это никакое не палаццо, а просто дом в Саратове, построенный в стиле сталинского классицизма, но — согласитесь! — именно аркады придают особый шарм парадной стороне этого здания.
Сквозные арки в стенах домов
Саратов — город со своими неповторимыми особенностями. Среди хорошо сохранившейся рядовой застройки исторического центра много старинных купеческих домов. Это обложенные кирпичом двухэтажные строения XIX века, многие из которых имеют в толще первого этажа арочный проезд во двор. Появление подобных сквозных проходов было вызвано уплотненной застройкой городских улиц, когда дома тесно примыкали друг к другу.
Однако для купеческого дома соединение улицы с дворовым пространством диктовалось насущной необходимостью. Обычно семья домовладельца проживала на втором этаже, тогда как первый отводился для торговых помещений, а все прочее, включая необходимые склады и всякие хозяйственные постройки типа ледника, каретника, конюшни, находилось в глубине двора.
Но какие бы функции ранее не выполняли эти арочные проемы в стенах домов, сейчас, похоже, их задачей стало увлечь прохожего от шума городских улиц в уют тихих и зеленых двориков.
Интересно, что проездные арки создавались с использованием различных форм перекрытий: от прямых до полукруглых. Да и расположены они могли быть как по центру здания, так и асимметрично. А сколько их разбросано по исторической части города — не счесть!
Проездная арка для въезда во двор
Для других городов это, возможно, большая редкость, но в Саратове кое-где еще сохранилась усадебная застройка. Въезд во дворы усадебных комплексов богатых купцов и вход во владения менее обеспеченных хозяев традиционно предваряли арочные ворота.
Посмотрите, какая милота: у этого ветерана жилого фонда Саратова даже колонны имеются! Состояние домика, конечно, печальное, но кирпичная арка с лучковым завершением, на удивление, сохранилась неплохо. Особенно на фоне тех, у которых от времени и кладка потрескалась, и кирпичи расслоились-раскрошились.
Арочные окна
Классицизм — это не только аркады, колонны и фронтоны, но и арочные окна. Они украшали творения великих архитекторов: фасады дворцов, храмы, дома богатых горожан и государственных деятелей. Здание с арочными окнами всегда выглядит изысканно и неповторимо.
Надо сказать, что арки, аркады и окна в форме арок, весьма популярные в архитектуре классицизма, могут красоваться на зданиях иных архитектурных стилей.
Виды арочных окон
Арочные окна — это особый вид оконных конструкций, при котором его верхней части придано закругление. В зависимости от формы изгиба существуют:
- Полуциркульные арочные окна (их верхняя часть — строго половина круга, радиус которого равен половине ширины самого окна);
- Лучковые (форма их верхней части похожа на выпуклый лук);
- Мавританские (форма арки напоминает форму подковы. Увы, но в Саратове я таких не нашла);
- Стрельчатые арки (имеют заостренный верх, характерны для готической архитектуры. О них — в следующей статье.);
- Английская арка (верх представляет собой половину эллипса).
Бифорий, серлиана и другие
Во-первых, следует отметить, что существует множество вариаций арочных окон. Но, поскольку нельзя объять необъятное, поговорим только о некоторых их них. Во-вторых, стоит уточнить, что некоторые из этих модификаций имеют свои собственные наименования. Причем какие-то из таких названий на слуху, а другие не сразу и запомнишь. И на этом, собственно, вводную часть можно считать законченной. А теперь — к делу, то есть к рассмотрению сложных видов окон с арочным завершением.
Вот так идешь иной раз по городу, бесцельно посматриваешь по сторонам, и вдруг — окно! Смотришь на него и видишь: а окошечко-то не простое, а брамантово. И представляет оно собой полуциркульное арочное окно, заключенное в обрамление прямоугольного формата. Ну разве что сверху может располагаться сандрик.
Названо оно по имени Донато Браманте — знаменитого итальянского художника и архитектора эпохи Возрождения. Это он спроектировал и был первым строителем собора Святого Петра в Риме.
Раз уж прозвучало «эпоха Возрождения», то следует вспомнить, что в это время особой популярностью в архитектуре пользовались арочные окна. Разновидностью таких окон стали двойные арочные окна с колонной или пилястрой посередине, причем сверху этой пары обязательно должна присутствовать объединяющая общая арка или треугольный фронтон.
Подобные окна получили название бифорий от латинского слова «biforium» что означает «двойной». Иногда их называют «венецианскими» по месту рождения архитекторов, впервые установивших их. А если под одной аркой разместились три арочных окна, то это уже трифорий.
Если Браманте известен как крупнейший представитель архитектуры Высокого Возрождения, то в XVI веке ярко засияли таланты двух других мастеров, двух противоборствующих исполинов Позднего Возрождения — Микеланджело Буонарроти и Андреа Палладио.
О Микеланджело и его творчестве знает каждый школьник. И тут я не могу не поделиться: при посещении Ватикана нам посчастливилось видеть одно из его величайших произведений. Это была знаменитая Пьета — скульптурное изображение Богоматери, скорбящей над телом мертвого Христа.
Имя другого гения — Палладио — не так широко известно. Влюбленный в мир античности, он стал предтечей классицизма, создав новую систему пропорций ордеров и… особый тип окон, которые стали называться итальянскими или палладианскими, а также серлианскими.
Серлиана — это окно с тремя проемами, центральный из которых шире боковых и завершен полуциркульной аркой. Палладио широко использовал такие окна во всех своих проектах — дворцах, церквях, виллах.
Еще один вид арочных окон — термальное или диоклетианово окно. Это большое полукруглое окно, разделенное двумя вертикальными стойками на три части. Такие окна были в римских термах императора Диоклетиана, откуда и произошло их название. Прочно забытые, они были возрождены к жизни великим Палладио и с тех пор прочно вошли в арсенал зодчества.
Вы можете спросить, зачем все это нужно знать? Ну, во-первых, знание никогда не бывает лишним. А во-вторых, это реальная возможность без труда продемонстрировать свою эрудицию. Выглядеть это может как-то так.
Вот ваша компания идет по городу, беседуя о всяких пустяках. И тут вы спутникам: «Ба! Посмотрите… Да эведь то же палладианское окно!» Или брамантово. Или диоклетианово. А что, ведь теперь мы о них знаем! Ну, и высшим пилотажем будет, если вы еще сможете добавить пару слов о мастере, придумавшем данный тип оконного проема… Уверена, после этого друзья будут смотреть на вас другими глазами.
Современная архитектура и арки
Само собой разумеется, арки и аркады как архитектурное решение не остались в прошлом для современных зодчих. То же самое можно сказать и об арочных окнах, которые продолжают быть актуальным элементом украшения фасадов как общественных зданий, так и элитных объектов недвижимости.
Оставить комментарий