Пересекаем границу, разделяющую жизнь мирскую и монастырскую – Святые ворота Троице-Сергиева монастыря. Они все еще в процессе реставрации и обновления, их расписывают фресками с эпизодами из жизни игумена земли русской Сергия Радонежского. Раньше через эти ворота ходили только цари и патриархи, а весь прочий люд – через небольшие Успенские, что расположены по соседству и Каличьи.
Как продолжение торжественного входа над арочным проемом – пятиглавая, сияющая красотой, золотом, изощренным сложным декором надвратная церковь. Построил ее купец и промышленник петровской эпохи, вышедший из самых низов и ставший почти полным государем в своих владениях, богатейший Г. Д. Строганов в память погребенных здесь его близких – отца и сестры.
К слову, здесь, в Троицко-Сергиевом монастыре, нашли последнее пристанище множество церковных иерархов, немало представителей знатных русских фамилий и деятелей русской культуры.
Церковь Рождества Иоанна Предтечи
Освящена церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи. Прославился он тем, что к нему приходили толпы людей, чтобы послушать его. А послушав, духовно преображались и каялись в своих грехах.
В этот храм и сейчас приходят паломники для Таинства Покаяния, исповедуются, получая тем самым облегчение и новые благодатные силы. Здесь же архимандрит Герман проводит нуждающимся отчитку, изгоняя злых духов из бесноватых. Это редкое и тяжелое монашеское послушание, для которого нужно благословение чуть ли не самого Патриарха.
Приходят на отчитку разные люди, порой из досужего любопытства, просто за компанию. А так делать нельзя! Для этого существуют свои правила, которые нужно тщательно соблюдать! Случается, что приходят люди с явно нездоровой психикой. Но немало тех, кто действительно нуждается в этой специфической помощи отца Германа и получает ее.
Небольшое пространство храма, духота, люди, напирающие на стоящих впереди, нечеловеческие выкрики, дикий хохот, кто-то бьется, кто-то рычит… Процедура не для слабонервных. Только вообразите, насколько тяжело это каждодневное служение.
Камо грядеши
Влившись в нескончаемый и живой и людской поток попадаем на красивую, ухоженную, уютную территорию Троицко-Сергиева монастыря. Повсюду много зелени, цветов, тихо и спокойно.
Впереди, перед Троицким храмом – длинный хвост очереди к мощам преподобного. Когда было такое? Возможно до революции, но уж точно, не в советское время. В очереди – современные люди, много молодых. Что привело их в Троице-Сергиев монастырь, о чем они хотят просить игумена земли русской Сергия Радонежского, в каких делах нужна им молитвенная помощь святого?
Павел Астахов на одном из совещаний у президента привел данные анкетирования студентов первого курса МГУ и ряда других высших учебных заведений. Вопросы касались ценностей, владеющих умами современной молодежи. На первом месте оказалось материальное благополучие, а такие понятия как совесть, честь отодвинулись в конец списка.
Думаете, что это были только молодые москвичи? Нет, студенты представляли разные уголки нашей страны. Народ наш стоит на некой грани, совсем как в то время, когда жил игумен Сергий Радонежский и когда в своей жизни явил он чудо спасения Руси от духовного распада. Как же нам нужны такие люди, как преподобный Сергий!
Святыни и мощи Троице-Сергиева монастыря
Мощи святого Сергия Радонежского, хранящиеся в Троицком соборе, – главная, но не единственная здешняя святыня.
Троице – Сергиев монастырь дал миру много святых. Более 500 мощей святых угодников Божиих и других святынь хранится в приделе преподобного Никона Троицкого собора и примыкающей к нему Серапионовой палатке. Мощи святителей Серапиона Новгородского, частица мощей апостола Андрея Первозванного, десница первомученика Стефана и других. Среди хранящихся здесь святынь – кусочек камня от Гроба Господня и ковчег, в котором находится частица ризы пресвятой Богородицы
Несмотря на ремонтные работы, жизнь в лавре, идет своим чередом. Вот мимо нас стремительно, почти бегом, прошел монах в клобуке, за его спиной, словно крылья, развевались длинные концы покрывала с цилиндрического головного убора. Вот еще двое в черном монашеском одеянии: старенький, с посохом, и молодой, оба в скуфейках, стоят и о чем-то неторопливо беседуют.
Удивляться нечему – здесь в Лавре, за ее высокими стенами находится один из самых больших действующих православных мужских монастырей, здесь же находятся Духовная семинария и Духовная Академия. Проживающих здесь служителей церкви сейчас насчитывается более 300 человек, до революции жило больше.
Разница между иноком и монахом и кто такой игумен
Слово монах – заимствование из греческого языка, в котором monachos образуется на базе слова monos – один.
Инок – калька с этого греческого слова, означает – иной, живущий иначе. Во времена былинные монахов на Руси звали иноками, а если открыть старый словарь, то там черным по белому написано, что слова-синонимы.
Но на практике, в настоящее время, эти понятия несколько различаются. В православных монастырях иноком называется человек, живущий здесь и носящий монашескую одежду, но еще не давший обетов. Он может в любое время вернуться к своей прежней мирской жизни. Вот образная аналогия – невеста, обрученная со своим женихом, уже имеющая к нему прямое отношение, но все-таки ему еще не жена.
Монах же – человек, уже давший нерушимые обеты, для которого возврат к прежней жизни уже невозможен.
Но, образ жизни и того и другого отличается мало, так что с этой точки зрения оба понятия равнозначны. Вообще-то все монахи – иноки.
Но не каждый монах – священник.
Прошли уже те времена, когда казалась смешной, забавной, или просто не от мира сего фигура священника. Сейчас люди потихоньку вновь потянулись к церкви, представителем которой является священник. Кто же это?
Священник – это духовное лицо, посредник между человеком и Богом. Он может быть, как монахом, давшим обет безбрачия (черное духовенство), так и женатым и мирским человеком (духовенство такого вида называется белым).
Это выбирает сам человек еще до его рукоположения в диаконы. Существуют определенная церковная иерархия – три степени священства, которые различаются степенью полноты Благодати, полученной непосредственно от Господа при посвящении в сан. Именно эта полученная Благодать и позволяет священнослужителям совершать таинства и руководить духовной жизнью их паствы.
Духовенство подразделяется: | |
женатое, т.н. БЕЛОЕ | монашествующее, т.н. ЧЕРНОЕ |
священный чин – первый, низший | |
1) Диакон | 1) Иеродиакон |
2) Протодиакон | 2) Архидиакон |
более высокий священный чин | |
1) Иерей | 1) Иеромонах |
2) Протоиерей | 2) Игумен |
3) Митрофорный протоиерей | 3) Архимандрит |
высший церковный чин | |
нет | 1) Епископ 2) Архиепископ 3) Митрополит 4) Патриарх |
За решеткой чугунного монастырского ограждения, около Царских чертогов, прячется Академическое начало Троице-Сергиевой обители. Оно представлено Духовной семинарией и Духовной академией.
Они соотносятся примерно так, как вуз и аспирантура. В семинарию преодолев большой конкурс, поступают юноши 18 лет и старше, учатся там по привычной нам вузовской системе с сессиями. В Московскую Духовную академию поступают выпускники семинарии, отбор еще более строгий, троечников сюда не принимают.
Прародительницей академии была знаменитая и прославленная Славяно-греко-латинская академия, давшая нашей стране множество ученых, литераторов, философов, ученых и, конечно, крупных духовных деятелей. Чего стоит один ее ученик – Михайло Ломоносов! Отсюда вышел русский медик Постников! Прославленный математик Магницкий! Дипломат, поэт, переводчик Кантемир и много других.
Что изучают священники?
В расписании занятий есть привычные дисциплины – курс философии, истории, есть сугубо духовные предметы, необходимые для православного образования – церковное право, история русской церкви, богословие. В программе обучения еще значатся совершенно экзотические названия, такие, о которых, уверена, большинство из нас даже и не слышало – патрология, экзегетика, литургика, апологетика.
Студенты изучают языки – русский, древние мертвые – латынь, древнегреческий, один из современных европейских, факультативно какой-нибудь восточный – китайский, или, к примеру, корейский, или арабский, сирийский… Свободно владеют Интернетом. Конечно, занимаются спортом. Еще – участие в богослужениях, дежурства в столовой, мытье посуды, другие подобные хозяйственные послушания. День строго расписан по минутам, свободного времени почти нет.
Один из аспектов служения священника – оказание психологической помощи. Поэтому немало внимания при обучении уделяют психологии. Специфика священнической работы требует умения находить подход к разным людям.
И, даже не только к людям, но и к народам.
Знаете ли вы, друзья, что в мире сейчас насчитывается 225 млн. православных? Интерес к нашей вере неуклонно растет, и число православных в разных странах в 21 веке станет еще больше.
Священник, неся своей пастве Слово Божие, должен быть дипломатичным, тонким, учитывать местные народные традиции. Вот, например, во время богослужения в русских церквях люди стоят. А на африканском континенте, православные Уганды, Сьерра-Леоне (да-да, и там есть таковые, как это не удивительно! Не только в Египте!), так они имеют обычай во время службы сидеть на корточках…
К окончанию семинарии молодому человеку нужно определиться, что выбрать: или монашество, посвятив себя всецело служению Богу, или, выбрав супружество, стать приходским священником. Статистика говорит, что монашество избирают только 20 процентов выпускников, а 80 процентов семинаристов женятся.
Однако только представители черного духовенства могут стать высшими иерархами нашей Православной Церкви.
В конце обучения – традиционно – защита дипломов. И вот послушайте: диплом, полученный годами тяжелых трудов, результат сложнейшего обучения – имеет статус только в структурах церковных, государство его не признает! Действительно, сюда идут не за дипломом, а для того, чтобы стать ближе к Богу. Правда теперь священноначалие церкви пришло к выводу о необходимости государственной аккредитации, так то вопрос с признанием дипломов, видимо, скоро разрешится.
Да, мы совсем забыли, а кто же такой игумен ? Во времена Сергия Радонежского игуменом назывался монах, который руководил монастырем и другими монахами, сейчас это еще и определенный сан священника-монаха, который выше, скажем, чем иеродиакон, но ниже, чем архиепископ. Ну вроде как в армии. Рядовой, лейтенант, капитан, майор…
Игумен земли русской – Сергий Радонежский
В далеком 14 веке, на холме Маковец, в безлюдном месте, окруженном непроходимыми густыми лесами, решил жить отшельником тогда еще совсем молодой Варфоломей, будущий преподобный Сергий Радонежский. Почему он, любимый сын обеспеченных родителей сделал такой выбор? В наше жесткое и прагматичное время сложно понять такое предпочтение.
Но и в те времена это тоже был выбор единиц, людей удивительных, всей душой своей преданных религиозном служению.
Куда больше было людей, которые выбирали монашескую жизнь после каких-либо жизненных трагедий или потерь, когда у них опускались руки, терялся смысл жизни, угасало мужество. Или шли в монашество люди, которые от природы были мало приспособлены к житейской борьбе, которых пугала полнокровная мирская жизнь, и они укрывались от бурь в тихой гавани монастыря. Или шли замаливать свои грехи, бывало, шли по обету…
Редко, кто шел потому, что его, как Варфоломея, Бог позвал. Редко чьей душе не хватало наполненности в обычной жизни.
Но уже среди первых христиан находились люди, которые добровольно принимали на себя дополнительные обеты, раздавали свое имущество бедным. Позднее подобные подвижники стали удаляться от мира в горы или пустыни, чтобы там, без помех, вести свою строгую жизнь.
Ибо главная борьба происходит не где-нибудь, а внутри самого человека, в трудном совершенствовании его души. Такую жизнь – в одиночестве, трудах и молитве – выбирал для себя Варфоломей. Но получилось так, что отшельник, бежавший о мира в леса – стал духовным предводителем всей страны. Никогда в руки не бравший оружия монах – до сего времени зовется в акафистах “храбрым в бранях воеводой”.
В удаленную пустынь к святому отшельнику, стекаются монахи и так возникает здесь монастырь, который теперь называется Троице-Сергиев. Игуменом монастыря становится Сергий.
В переводе с греческого это слово означает “ведущий”. Игумен монастыря, в идеале, должен быть гораздо чем-то большим, чем просто начальником. Скорее он должен быть для монахов чем-то вроде отца. Любящим, заботливым, тонким, внимательным, примером во всем.
Однако в реальной жизни достичь подобного идеального результата удается не каждому. Преподобный же Сергий Радонежский таким игуменом был, и был отцом, причем не только для монахов, основанного им Троице-Сергиева монастыря, но и для русской земли. Это был человек высочайших духовных качеств и необыкновенной скромности.
Патриарх Кирилл однажды сказал, что если бы сейчас, среди нас появился преподобный Сергий, одетый так, как обычно одеваемся мы в нашей жизни, то на него никто не обратил бы внимания. И этот смиренный человек становится той силой, которая объединяет разрозненные княжества и которая мобилизует весь народ для защиты своего Отечества.
Церковь называет Сергия преподобным – то есть подобным самому Христу.
Ореол святости окружает Сергия еще при жизни. Он исцеляет. Он совершает чудеса. Мы, люди 21 века, плохо верим то, что нельзя потрогать или научно объяснить, но для людей того времени мир горний – неотъемлемая реальность. И иноки, окружающие святого, постоянно видят сопутствующие ему явления иного мира – то, во время службы около Сергия присутствует ангел, то во время литургии в чашу сходит огонь, то, накануне Куликовской битвы в сиянии яркого света сама Богородица с двумя апостолами снисходит к преподобному…
Русская земля в 14 веке – стертые до основания города, храмы, превращенные в развалины, деревни, о которых остался один пепел, сотни тысяч уведенных в полон. Повсюду нравственное одичание – князья готовы убивать друг друга за княжеский ярлык.
И люди чувствуют себя уже не людьми русскими, а владимирцами, или новгородцами, или псковичами и так далее.
Сергий пешком исходил всю Русь, примиряя князей, искореняя розни, объединяя перед лицом общих бедствий, что совместно защитить свое отечество. Соединяя массу людей в народ русский. Преподобный Сергий благословляет великого князя Дмитрия Донского на предстоящее сражение за эту общность и отправляет с ним двух иноков Ослябю и Пересвета. Монахи, которые не должны брать в руки оружие, они едут не простую войну, а битву добра со злом. Победа над татарскими полчищами на Куликовом поле стала началом освобождения страны.
Православная церковь чтит память преподобного 8 октября, в день, когда он преставился, и 18 июля – день обретения его мощей. На них Соборная площадь – сплошное людское море, приезжает Святейший Патриарх …
Троице-Сергиев монастырь в советское время
Это невеселая страница в длинной, семисотлетней истории Троице-Сергиевой лавры. В период с 1919 года по 1946 год монастырь был закрыт, все национализировано, а немощный и слепой наместник Лавры был сначала арестован, а потом расстрелян.
Большевики прислали директиву, вскрыть мощи преподобного и изъять голову святого.
Патриарх Тихон принял решение заменить в раке главу Сергия черепом одного из князей Трубецких, похороненных под Троицким собором. Гениальный Павел Флоренский, тогда еще востребованный новой властью, выполнял работу ученого секретаря ризницы Лавры. Он как-то сумел вынести с территории Троицко-Сергиева монастыря голову святого. И четверть века хранились мощи то у одного, то у другого хранителя. Страшились, шли на разные хитрости, укрывали их даже под горшком с пальмой, но сберегли. И когда в 1946 году монастырь был возрожден, тогда в него вернулись и мощи.
А бывшую лавру новые хозяева по декрету Совнаркома превратили в музей. Кроме того там устроили курсы, бани, общежития, кинотеатр, столовую, тир. Что-то вывезли, что-то уничтожили… Все, что не пропало, было в ужасном состоянии. После Великой Отечественной войны, когда была возрождена Лавра, число действующих монастырей в стране, включая Троице-Сергиев, стало равно 18, и таким оно оставалось еще долго.
Троицко-Сергиев монастырь в наше время
Троице-Сергиева лавра. Намоленное место, исцеляющее одним своим воздухом и священными родниками, врачующее душу и тело. И сегодня продолжает здесь биться сердце Русской Православной Церкви.
Ежедневно в Троице-Сергиевом монастыре возносится молитва о страждущих и обремененных, проходят постриги, принимаются паломники и, конечно, совершаются богослужения. Я вам признаюсь – мне бы очень хотелось попасть на какую-нибудь службу в здание Духовной академии, чтобы послушать невероятно прекрасное, просто потрясающее, пение здешнего мужского хора.
Мешают ли монахам туристы и обильные паломнические группы? Святые отцы говорят, что миссия обители быть не только духовным центром, но и культурно-просветительным.
Здесь каждый должен найти что-то свое, нужное именно ему. Суть в том, чтобы каждый пришедший в Троицко-Сергиев монастырь, почувствовал искренность веры его обитателей и их любовь к ближнему. Даже если кто-то нуждается просто в куске хлеба, и тот найдет его здесь. Каждый день странноприимный дом Троице-Сергиева монастыря кормит по триста человек.
Пара мыслей в заключение
Сейчас такое время, когда даже недавние исторические события, корежат как хотят: то смотрят на событие так, а вскоре, без стеснения, меняется точка зрения на него же – на противоположную. Что уж говорить про события, произошедшие семьсот лет назад. Страна у нас с непредсказуемым прошлым, как верно заметил Михаил Задорнов.
Но что скрывать, порой любопытно и интересно почитать альтернативную историю, переворачивающую привычную с ног на голову.
Нетрудно в интернете обнаружить информацию, трактующую историю святого Сергия совсем иначе, подвергающую сомнениям ее факты. Порой и звучит все весьма убедительно. Приводятся в доказательства некие исторические и церковные тексты.
Но вот что удивительно – в Троицко-Сергиевом монастыре у меня не возникло ни тени сомнения в канонической версии. Даже как-то неприятно стало вспоминать все эти скептические домыслы. И я подумала, а почему так? И поняла, что это идет не от головы, а от сердца. Оно чувствует, что здесь наши духовные истоки. Один из таких истоков – духовный подвиг Преподобного.
И еще мне показалось, что путешествие в Троице-Сергиев монастырь сродни какому-то фантастическому движению сквозь видимое – к невидимому, через пласты истории, когда за открытой взору небесной красотой соборов начинает проступать великий образ скромного монаха-отшельника, преподобного Сергия Радонежского, игумена земли русской, который своей жизнью показал, как следует жить народу русскому, который заповедовал нам, потомкам, такие ценности, как патриотизм, духовность, достоинство.
В тему:
- Пять необычных и странных барельефов из тех, что украшают саратовские дома
- Внедорожный маршрут по дебрям Псковского края
- Осада Троице-Сергиева монастыря и его оборона – события Смутного времени
- Сейчас и 150 лет назад: магазин Чай и кинотеатр Пионер на проспекте Кирова в Саратове
- Окно как элемент архитектуры
Оставить комментарий