За этой высокой и толстой стеной начинаются владенья Ватикана. Вообще говоря, сама идея окружать города подобными каменными укреплениями редко оказывалась плохой. Враждебные соседи, чужеземные завоеватели, посягательства разбойников или пиратов превращали возведение надежных стен в разумную инвестицию сил и денег. Столь мощная ограда для защиты Ватиканского холма была построена в IX веке, но сегодня ее крепкие 12-метровые исторические стены не становятся неодолимым препятствием на пути миллионов туристов, жаждущих прогуляться по площади у собора Святого Петра, посмотреть Сикстинскую капеллу и познакомиться с экспонатами музеев Ватикана.
Первыми у входа в музеи Ватикана нас встретили скульптурные изображения двух величайших художников эпохи Возрождения: тот, что в зрелых годах, — Микеланджело Буонаротти, без бороды — оставшийся вечно молодым Рафаэль Санти.
За входом в Ватиканские музеи
Роскошные сады карликового государства Ватикан занимают ровно половину его площади — 22 гектара. Кстати сказать, полюбоваться ими не так-то просто – только со специальной экскурсией. Но сразу за входом есть небольшой кусочек ухоженного сада, что доступен для простых смертных. Вот он — с видом на купол собора.
Музейный комплекс состоит из двух дворцов – старого Апостольского, что служил главной резиденцией пап с момента их возвращения из Авиньона, и Бельведера, который вырос на Ватиканском холме в конце XV века. Оба дворца по бокам соединены друг с другом с помощью длинных галерей, образуя фигуру, подобную прямоугольнику.
Внутри между строениями таятся зеленые внутренние дворики, наиболее крупные из них – Бельведерский, Библиотечный и Двор сосновой шишки. Если первые два недоступны рядовым посетителям музеев Ватикана, то красивый третий дворик сможет посетить каждый.
Приятная встреча во Дворе Сосновой шишки
Здесь вы можете полюбоваться двумя скульптурами, невероятно отдаленными во времени, но одинаково удивительными.
Видите: античный фонтанчик венчает огромная сосновая шишка, сделанная из бронзы в I – II веке нашей эры. Узнаете? Это та самая громадина, облик которой породил одну из красочных легенд о Пантеоне! Также благодаря этой четырехметровой бронзовой махине один из центральных районов Рима получил название Пинья, то есть Шишка.
По бокам шишки стоят копии бронзовых павлинов с мавзолея Адриана, оригиналы их хранятся в здании Браччо Нуово.
В центре двора пребывает работа скульптура Арнольдо Помодоро, подаренная автором в 1990 году ватиканскому музею. Золотая «Сфера в сфере» считается выдающимся произведением современного искусства, допускающим многозначные истолкования.
Как спасли Лаокоона и его сыновей
Открытие произошло случайно. То весеннее утро 1506 года Феличе да Фредис, поглощенный обыденными хлопотами по уходу за виноградником, встретил на своем клочке земли, что затерялся на южных отрогах Эсквилина. Как вдруг там, где участок делили между собой многолетние лозы и тонкие стебли недавно высаженного винограда, его мотыга, не встретив сопротивления, провалилась в землю…
Простой крестьянин, он и не догадывался, что этот живописный уголок за Тибром много веков назад занимала роскошная загородная резиденция императора Нерона, а потому увиденное особенно поразило его…
Два огромных змея опутали своими удушающими кольцами мускулистого человека средних лет и двух юношей. Их фигуры корчатся в агонии, лица полны неизмеримой муки. Мужчина могуч, мышцы его напряжены, тело изгибается, стремясь вырваться из тисков чудовища. Но морской гад не дает ему ни малейшего шанса. Более того, отвратительная рептилия впивается зубами в бедро.
Младший мальчик уже без сил. В отчаянии он ловит взгляд отца, но тщетно. Старший крепко сжат кольцами пресмыкающегося. Не имея сил освободиться или помочь, юноша лишь неотрывно следит за безнадежной борьбой отца.
Скульптура рассказывает историю
На минутку представьте себя в Трое. Вот уже десять лет, как изо дня в день греки безуспешно атакуют город. И вот однажды на рассвете осажденные троянцы не увидели у стен города врагов. Те неведомо куда исчезли, зато у городских ворот появился гигантский деревянный конь. Жители Трои ликуют: «Греки ушли навсегда!»
Но что делать с конем? Кто-то настойчиво предлагает затащить его в город. Народу идея нравится. Лишь один троянский жрец Лаокоон возражает: «Cограждане! Остерегайтесь греков, приносящих дары. Не трогайте коня! Остановитесь — это безумие!»
Может быть, это отрезвило бы толпу, но тут вмешались боги. А они, увы, играли не на стороне троянцев. Вот тогда из морской пучины с карательной миссией появились два жутких змея. Исполнители божественной воли прямым ходом заскользили к незадачливому Лаокоону с сыновьями…
Ах, если бы троянцы прислушались к совету своего священника! Тогда хитрые греки были бы обнаружены и Троя не была бы разрушена! Хотя, при таком варианте развития событий…
В этом случае троянец Эней не отправился бы через Средиземное море, чтобы обрести царство в Италии, а его потомки — близнецы Ромул и Рем – не основали бы великий Рим. А без них не было бы ни великой Римской империи, ни статуи, найденной на холме, ни — о, ужас! – самих музеев Ватикана.
В восьмиугольном дворе Ватикана
Но вернемся в 1506 год к удивительной статуе. О подобной мраморной группе писал Плиний Старший, живший в I-ом веке нашей эры. Не мешкая, драгоценную находку из виноградника выкупили за 600 дукатов. Эту сумму — немалую для того времени! — заплатил недавно избранный папа Юлий II.
Свое новое приобретение он выставил среди апельсиновых деревьев во Дворе статуй около недавно построенного Бельведера и открыл к нему свободный доступ посетителей. Тем самым, по факту, понтифик основал музеи Ватикана.
Сегодня Лаокоон с сыновьями стоит на том же самом месте и, по-прежнему, соседствует с другими, столь же древними работами. Вот только с созданием в конце XVIII века Музея Пио-Клементино квадратный дворик был преобразован в восьмиугольный и окружен аркадами.
Эта римская статуя до сих пор является одной из выдающихся музейных достопримечательностей. Ею кардинал Джулиано делла Ровере владел еще до того, как стал папой, а потом перенес в Ватикан. Вот он — внушающий благоговение «Аполлон Бельведерский». Кстати, Бельведерским он стал благодаря названию ватиканского дворца Бельведер…
Знакомьтесь – белокурый Тибр. Статуя божества реки, с ее характерным полулежащим положением, датируется эпохой Адриана. Тоже находится здесь с первых десятилетий XVI века.
Долгая история музеев Ватикана
Папа Юлий II больше известен как «папа-воин», который ехал во главе своих армий и даже лично сражался на поле боя в первых рядах. Но нельзя забывать, что он также был любитель искусств и великий меценат.
Именно Юлий решил, что нужно на месте разрушенного собора Святого Петра построить новый, и поручил это дело гениальному Браманте. Именно Юлий подстегнул двух других гениев — Микеланджело и Рафаэля — на создание величайших произведений. Пока Микеланджело расписывал потолок Сикстинской капеллы, Рафаэль работал над созданием прекрасных фресок, украсивших частные покои папы.
Шли столетия, менялись понтифики, в Ватикане возводились новые здания и дворцы, а папские коллекции в это время неустанно пополнялись разнообразными экспонатами.
Что такое музеи Ватикана сегодня?
Это собрание 70 тысяч бесценных произведений искусства, распределенных между 54 различными коллекциями, протянувшимися по 9 километрам залов и коридоров. Лучше и не пытаться увидеть все за одно посещение: ну-ка, посчитайте, сколько времени вам понадобится, если каждому из шедевров уделить хотя бы одну минуту? Дни? Недели? Месяцы?
Мы попали в ватиканские музеи впервые. И, скажу честно, эмоции и впечатления били через край. Восторгу не была предела, все ожидания оправдались! Но железной лапою скребла душу досада, что осмотрели все поверхностно, практически пробежали, ибо сил уже не хватало. Одного раза, определенно, мало. Эх, вот бы снова попасть туда!
Что посмотреть в музеях Ватикана?
Очевидно, что сделать выбор не так просто. Тут многое зависит от вас и ваших интересов. От ваших сил и выносливости. От времени, которым вы располагаете. От вашей предусмотрительности – экскурсию в иные места музеев Ватикана нужно заранее заказывать.
Любителям истории будут интересны обширные коллекции находок из Египетского, Этрусского и Этнологического музеев – папирусы, саркофаги, мумии, клинописные таблички, ассирийские барельефы, греческие вазы, этрусская керамика и прочие артефакты древнего мира.
Поклонников живописи очарует своими средневековыми картинами и шедеврами титанов эпохи Возрождения ватиканская Пинакотека. А кто-то забудется, рассматривая богатства апостольской библиотеки с ее миллионом редких печатных книг, сотнями манускриптов, гравюр и старинных рукописей.
Думаю, что многие – мы бы точно! – не отказались посмотреть в Каретном павильоне те транспортные средства, на которых папы перемещались в прошлом: седла, портшезы, кареты, машины, в том числе необычные папамобили. Наверное, там не менее здорово, чем в музее Вадима Задорожного. Только вспомнить, сколько времени мы провели там, ходя кругами по экспозиции старинных автомобилей!
И мы тоже делаем свой выбор. Наше предпочтение – царство белого мрамора, мир классических изваяний, совершенных произведений древнегреческих и древнеримских скульпторов.
Галерея скульптур музея Кьярамонти
Этот музей свои существованием обязан папе Пию VII из семьи Кьярамонти. Галерея скульптур под сводчатым потолком занимает длинный коридор, идущий вдоль восточной стены Бельведера. Здесь находится коллекция античных бюстов и статуй, в том числе изображения богов и римских императоров.
Ну, конечно, приятно узнать в стоящем красавце императора Адриана! А неподалеку бюст его достойного предшественника Траяна. Лучший принцепс, прославившийся своей справедливостью, тоже получает полный симпатии взгляд.
Что посмотреть в музее Пио-Клементино
После Юлия II и другие папы пополняли музейные коллекции. Но особенно неутомимы в этом деле оказались два понтифика — Климент XIV и Пий VI. В их честь назвали новый большой музей. Что же за произведения искусства выставлены в его залах? Ну что же, давайте вместе пройдемся и посмотрим! Предупреждаю, прогулка будет долгая. Однако помните, что в музее Пио-Клементино все равно остается еще много чего интересного.
Кровавые драмы и умилительные сценки в Зале животных
Знаете ли вы, друзья, что собор Святого Петра «населен» не только апостолами, святыми и папами, созданными художниками всех времен, но и весьма богатой фауной? На его фресках и скульптурах присутствуют:
- 500 пчел,
- 470 голубей,
- 100 драконов,
- 38 львов,
- 35 орлов,
- 24 змеи,
- 15 ягнят,
- 7 дельфинов,
- 4 собаки,
- 3 летучих мыши,
- 2 ящерицы,
- крокодил и единорог
В музеях Ватикана есть свой каменный зоопарк, в котором соединились искусство, наука и фантазия. Мимо этой экспозиции, где главными героями являются звери, толпы посетителей проходят не задерживаясь. Разве что дети готовы долго и с любопытством разглядывать статуи фантастических тварей, а также домашних и диких животных. Их выразительные и динамичные фигуры, кажется, просто застыли на месте, очарованные каким-то волшебством, но в любой момент они снова могут ожить.
В двух комнатах, из которых состоит Зал животных, в настоящее время собрана коллекция, состоящая из 180 статуй. Над этой выставкой работали многие художники XVIII-го века, но больше прочих отдал сил ее созданию скульптор и реставратор Франческо Антонио Францони.
Тут присутствуют как подлинные произведения античного искусства, тщательным образом восстановленные из сохранившихся фрагментов, так и безупречные копии с греческих и римских оригиналов.
Вот скульптура четвероногого друга, она датируется римским имперским периодом и является копией греческой бронзовой статуи.
Надо заметить, что древние римляне очень любили статуи, рельефы и мозаики с изображениями диких животных. Особенно такие, где звери взаимодействуют между собой или с героями и богами древнего мира. Ценились эпизоды охоты, преимущественно те, где в качестве охотников выступали четвероногие создания.
Основной темой данной экспозиции является многообразие отношений зверей в природе: их отдых, милые забавы с малышами, засады, преследование и поимка одних животных другими. Да, в дикой природе свои законы…
В сцене охоты на оленя изображен решающий момент схватки: собака вскочила на круп молодого олешка и рвет бедолаге шкуру, а тот, изогнув шею, полными боли глазами смотрит на свирепого пса. Здесь найдется немало статуй с подобным реалистичным проявлением звериных страстей…
Но как по мне, всем этим оторванным головам и распоротым животам, куда милее зрелище семейной идиллии симпатичных свинок. Кучка поросят возле мамаши — эдакой дородной Хавроньи Ивановны с хвостиком, туго завернутым колечком.
Постойте, куда это наша обаятельная хрюшка так напряженно и вроде даже как-то исподлобья смотрит? Кто там, в центре у дальней стены? Что же, это интересная история. Если хотите, я вам расскажу…
Хавронья Ивановна против царевича Мелеагра
Спору нет – царь Калидонии здорово сглупил, когда забыл сделать подношение Артемиде в ее храме. Конечно, богиня охоты уйму времени проводила в лесах и горах, но, тем не менее, она сразу заметила проявленное к ней неуважение. При этом глаза богини опасно засияли, и она дала себе минутку на раздумье, выбирая достойное наказание.
А надо помнить, что в те времена просторы Древней Греции буквально кишели разного рода зловредными мутантами. Артемида остановила свой выбор на гигантском вепре и натравила его на земли обидчика. Страшная, волосатая, смертельно опасная зверюга принялась утюжить вдоль и поперек Калидонское царство. Монстр, который размером был выше крестьянского амбара, крушил дома, огромными копытами вытаптывал посевы, острыми, как бритва, клыками убивал всех встречных жителей. А уж как от него пахло… Уххх!
Сын царя по имени Мелеагр решил предпринять большую охоту на нехорошего свина и пригласил себе в компанию лучших воинов Греции. Вепря обнаружили спящим в илистых болотных зарослях. Пока герои, оскальзываясь сандалиями по грязи и отбиваясь от тучи жужжащих комаров, занимали удобные позиции, кабан обрушился на них ураганом и в миг разметал, затоптав и поранив кучу охотников.
Но и бушевавшему чудовищу прилично досталось. Визжащий от боли вепрь попытался отползти поглубже в безопасную топь, но царевич был начеку. Он оставался единственным, кто сохранил в этой жуткой свалке самообладание. В мгновение ока герой оказался рядом со зверем и всадил меч в его сердце. Все удачно закончилось, теперь можно было отравляться во дворец праздновать. Правда, победа принесла самому Мелеагру мало радости, но это уже к делу не относится…
Вот и стоит в Зале животных царевич Мелеагр, победивший на охоте Калидонского вепря, под рукой его трофей — клыкастое свиное рыло с налитыми ненавистью глазками.
Где обитель Аполлона и его Муз?
Кто-то скажет: «Аполлон, в сонме 12 главных богов, обитал на вершине Олимпа в золотом дворце. Там под звуки его кифары танцевали и пели музы — девять юных и прекрасных дочерей Зевса и Мнемозины». Другой возразит: «Любимым местом жительства Аполлона был вовсе не Олимп, а высокий Парнас, где у чистых вод Кастальского родника он играл на лире, а его постоянные спутницы музы водили хоровод».
На самом деле златокудрый бог света придерживался весьма широких взглядов на выбор своего местопребывания. А потому его в компании из девяти муз можно было приметить в тенистых рощах на склонах горы Геликон или столкнуться с ними в куче других мест. К примеру, мы встретились с этой очаровательной командой в Зале Муз музея Ватикана.
Лучезарный Аполлон и девять бессмертных сестер, отвечающих за различные виды искусств, в божественной тишине неподвижно разместились вдоль стен комнаты. Скромная девушка с пергаментом – это муза истории Клио, покровительница наук Урания держит в руках шар и указательную палочку, около музы комедии Талии находится жизнерадостно смеющаяся маска.
По неведомой причине, в зал к неразлучной компании муз был поставлен фрагмент греческой статуи I-го века до н. э. Это знаменитый Бельведерский торс. Есть предположение, что когда-то он являлся туловищем Геркулеса.
Говорят, что великий Микеланджело восхищался той анатомической точностью, с какой вырезаны мышцы и вены скульптуры, и использовал торс в качестве образца, расписывая персонажей Страшного Суда в Сикстинской капелле.
Зал в форме Греческого Креста
Стоящие в зале Греческого Креста огромные, высотой по 2,25 метра, сундуки оказались монументальными саркофагами двух женщин — Констанции и Елены, которые приходились, соответственно, дочерью и матерью императору Константину Великому.
Интересно посмотреть украшения саркофагов. Если у дочери Константина это пышные спирали виноградных побегов, изображения животных и павлина — римские аллегории перехода к новой жизни, то стенки гробницы Елены покрыты сценами военного характера, гирляндами и крылатыми победами. Что, согласитесь, несколько странно для женского захоронения.
Это обстоятельство позволяет предположить, что при своем изготовлении этот каменный саркофаг предназначался кому-то из членов императорской семьи мужского пола, возможно, самому Константину.
Скульптурное изображение матери императора — святой Елены с крестом господним в руках — можно увидеть в соборе святого Петра, там же хранится великая реликвия, принесенная ею в Рим.
В центре зала находится мозаика удивительно тонкой работы, которая датируется III-им веком. На ней Персей с отрубленной головой Медузы, у которой вместо волос на голове пучок зеленых гадюк. Осторожнее: глаза чудовища, способные обращать смертных в камень, смотрят прямо на зрителя!
В зале Ротонда
Вид этой огромной круглой комнаты с полусферическим сводом напоминает о внутреннем устройстве величественного Пантеона, только в меньшем масштабе. Да еще купольный потолок заканчивается не сквозным отверстием, а фонарем.
Мозаичный пол с красочным рисунком морских монстров и сложными деталями сражения между греками и кентаврами был бережно перенесен с римской виллы II-го века. Ходить по нему нельзя, но и те черно-белые плитки, по которым ступают ноги бесчисленных посетителей такие же древние и аутентичные.
По периметру зала Ротонды в нишах установлены античные статуи. Например, вот та с колосками в руках — богиня плодородия Деметра, копия древнегреческой работы начала V в. до н. э. В виде бога Диониса изображен ослепительно прекрасный Антиной, скульптура которого была найдена при раскопках виллы Адриана.
Среди мраморных фигур выделяется уникальное произведение — позолоченная статуя Геркулеса. Молодой победитель немейского льва в одной руке держит яблоки Гесперид, другой опирается на свою дубинку. Работа датируется примерно 370 г. до н.э.
Центральным элементом зала Ротонда является огромная красновато-пурпурная чаша, которая служила императору Нерону ванной в его Золотом Доме. Длина окружности чаши составляет 13 метров. Это скорее не емкость для купания, а маленький бассейн, где можно плавать. Он сделан из порфира — магматической породы, которая невероятно трудно поддается обработке.
И вот представьте себе: 2000 лет назад из карьера в Египте был извлечен монолитный блок порфира, из него вырезана — эксклюзивная техника! — тяжелая ванна, которая с невероятными сложностями доставлена в Рим… И она теперь перед вами… Кстати, порфир в переводе с греческого означает «фиолетовый», это традиционно цвет римских императоров.
Этим залом завершается посещение музея Пио-Клементино, теперь отправляемся исследовать галереи на верхнем этаже.
Галерея Канделябров
Первоначально на месте этих галерей находилась открытая лоджия, которая была закрыта стеной в XVIII веке. Образовавшийся длинный узкий коридор был разделен арками на несколько комнат. Первая из них — Галерея канделябров. С богато расписанным потолком, древними римскими скульптурам и восемью канделябрами белого мрамора, перевезенными с виллы Адриана в Тиволи.
Галерея Гобеленов
В XVI веке папа Климент VII для украшения Сикстинской капеллы заказал серию гобеленов по эскизам учеников Рафаэля. Они были сотканы лучшими фламандскими мастерами из тончайших — шерстяных, шелковых, золотых и серебряных – нитей. На изготовление стенных ковров с изображениями и узорами ушли годы. Старинные шедевры гармонично дополняют более поздние работы.
Драгоценные гобелены полностью покрывают стены, от потолка до пола. Для их сохранения Галерея оборудована специальной системой кондиционирования.
Галерея географических карт
Пора уже перевести дух после всех этих статуй и картин. Эта коллекция из 40 панелей с фресками была создана по заказу Папы Григория XIII. Того самого папы, благодаря которому теперь мир живет по новому Григорианскому календарю. Каждая панель представляет собой географически точную карту одного из итальянских регионов или владений Церкви.
Вы только представьте: эта работа датируется 1581 годом — временем, когда воздушные полеты представлялись всего лишь безумными фантазиями, но поразительна та точность, с какой изображены все эти долины, холмы, реки и озера итальянского полуострова с высоты птичьего полета. А с какой тщательностью выполнены детали! Каждая карта региона сопровождается дополнительными картинками на потолке, на которых отражены все основные религиозные события, произошедшие на данной территории.
А все-таки как здорово рисовали мир стародавние картографы: горы и леса будто выпуклые, а моря – такие синие, что кажутся бесконечно глубокими.
Сады Ватикана из окон музеев
Чудесные Ватиканские сады видны из окон…
Благословенный край, пленительный предел! Там лавры зыблются, там апельсины зреют… Пишут, что в Ватикане из созревших цитрусовых готовят какое-то необыкновенное варенье по старинным бенедиктинским рецептам. Вот бы попробовать…
А это вид на город из окон музеев Ватикана.
Стансы Рафаэля
Не знаю, как у вас, а у меня уже в глазах рябит от белого мрамора, мозаик и гобеленов, а на подходе Стансы Рафаэля. Что это такое? В буквальном переводе это означает «комнаты Рафаэля». Дело в том, что…
…Кардинал Джулиано делла Ровере, став папой Юлием II, категорически отказался жить в удобных и замечательно красивых апартаментах своего предшественника Александра VI. Да и могло ли быть иначе? Те, кто смотрел популярный сериал с Джереми Айронсом в главной роли, помнят, кто являлся главным оппонентом и непримиримым противником семейства Борджиа.
Четыре небольших помещения для личных покоев Юлия II начал расписывать еще совсем молодой художник из Урбино Рафаэль Санти. Почти 10 лет он будет трудиться над созданием фресок, а после его безвременной смерти работу продолжат ученики, следуя наброскам мастера. Выполненный заказ станет шедевром музеев Ватикана и одной из главных его достопримечательностей.
Забавно: сколько веков уже прошло, а сам факт существования величайшего произведения искусства времен Ренессанса не дает забыть о взаимоотношениях двух понтификов, давно отошедших в вечность.
Сикстинская капелла – главный шедевр Ватикана
15 августа 1483 года папа Сикст IV провел первую мессу в новой часовне у Апостольского дворца. По имени понтифика она получила название — Сикстинская капелла, а свою первоначальную функцию – быть личной часовней папы – она продолжает исполнять по сей день. Но большинству людей она известна как место, где проходит Конклав, на котором коллегия кардиналов избирает нового главу на престол святого Петра. Ну, вспоминайте: вьется белый дым из трубы на крыше капеллы – Папа Римский избран, черный дым — еще нет.
В 1508 году новоизбранный папа Юлий II, обходя свои владенья, замечает непорядок: чудесный синий потолок со звездами в Сикстинской капелле пересекает огромная трещина! И он поручает Микеланджело исправить изъян. Так, благодаря лопнувшей штукатурке ватиканский музей и мир искусства в целом обогатились великим шедевром.
Фрески Микеланджело Буонарроти, идущие по своду Сикстинской капеллы повествуют об истории Бытия, среди них знаменитое панно «Сотворение Адама». На нем Бог, указывая пальцем, возвращает Адама к жизни. Всю алтарную стену занимает фреска «Страшный суд», над которой мастер работал четыре года.
На стенах часовни сохранилось несколько картин других выдающихся художников – Боттичелли, Перуджино, Пинтуриккио и Гирландайо, росписи стен которыми были сделаны еще заказу папы Сикста IV.
Огромный и высокий зал Сикстинской капеллы, разделенный решетчатой перегородкой на две части, переполнен людьми: каждый день посмотреть великолепие фресок приходит порядка двух тысяч человек. Фотографировать тут строго запрещено, а также нельзя шуметь и разговаривать. «Silenzio! Тишина!», — неутомимо напоминают посетителям.
Поэтому всю информацию о стенных и потолочных росписях гиды сообщают туристам у стендов до входа в сакральное место.
Время летит быстро, и мы потихоньку начинаем с потоком людей передвигаться к двери на выход к Собору Святого Петра.
Спускаемся во внутренний дворик, проходим мимо ниши со статуей святого Григория – Просветителя армян. Делаем по глотку святой воды и, переполненные впечатлениями от обилия красоты, покидаем музеи Ватикана…
В тему:
- Замок Святого Ангела, вместивший две тысячи лет истории Рима
- Фонтан Треви — гимн воде, воплощенный в камне
- Об истории главного собора Ватикана, Святом Петре и других
- Император Траян и необыкновенный памятник, воздвигнутый им в сердце Рима
- Пантеон, который не перестает удивлять и рассказывать тысячи невероятных историй
Оставить комментарий