Дышит утро в окошко мое… А с ним – заботы. Вот кошки – они уже давно решили проблему досуга. Семьям с детьми приходится решать ее каждое утро выходного дня. Ребятишек мало прельщают тихие радости созерцательного отдыха, им подавай движение и увлекательное разнообразие. Разумнее обрести это где-нибудь вне дома. Чтобы те же коты не подверглись ласкам третьей степени или не разгуливали по дому разодетыми в платьице для кукол. Сегодня маршрутом выходного дня мы выбрали Красногорск, а в нем Музей техники Вадима Задорожного — отличное место.
Визит в Красногорский Музей техники оставит равнодушными только грудных младенцев, всем остальным — неугомонной мелюзге и подросткам, что бредят приключениями, их мамам и папам и прочим взрослым — здесь понравится. К тому же это развлечение не нанесет ощутимой бреши в семейном бюджете. И еще один плюс — оно подходит для любого времени года и займет ровно столько времени, сколько вы сможете ему уделить.
Разноплановые экспонаты музея
Как следует из названия музея, он посвящен техническим устройствам – материальным результатам человеческого гения. Основные направления – автомобили, мотоциклы, авиация. Но не только.
Техника здесь представлена самая разная: наряду с мирными фотоаппаратами, агитплакатами и древними радиолами, много военной – ракетные установки, танки, пушки, стрелковое оружие. Численность экспонатов превышает 1000 штук, все они в хорошем состоянии, большинство – на ходу.
Как устроена экспозиция
Экспозиция делится на две части – одна находится на улице, другая – в помещении.
На открытом воздухе стоят пушки, гаубицы, зенитно-ракетные комплексы, танки, авиация, часть коллекции автомобилей, паровые сельскохозяйственные машины, что когда-то приводили в движение всякие дробилки-молотилки и мельницы, довоенные трактора.
Экспонаты, что находятся под крышей, распределены по трем этажам:
- На первом этаже зал иностранных автомобилей. Богатейшая коллекция старинных машин западного производства. Здесь — самые редкие и ценные экспонаты музея Задорожного.
- На втором этаже выставлена мототехника, гоночные автомобили Формулы-1, несчетные автоматы, винтовки, пулеметы. Свисают с потолка небольшие боевые самолеты Первой и Второй мировых войн.
- Цокольный этаж отведен машинам советского автопрома. Но тоже — не простым, а легендарным.
Люди и антиквары
Миллионы людей так и проживут всю свою жизнь, ни разу не увидев наяву ни одного вражеского шпиона. Для многих столь же маловероятна встреча с реальным настоящим арт-дилером. Вы знаете, кто это? Так называется человек, профессионально торгующий антиквариатом. Вам доводилось с ними встречаться? Нет? О, антиквары очень похожи на обычных людей. В частности, тем, что у них есть свои пристрастия и увлечения.
Знакомьтесь – владелец Музея техники в Красногорске предприниматель Вадим Задорожный. Он президент Русской гильдии антикваров, а когда-то был простым учителем истории в родном Ивано-Франковске.
Известные обстоятельства вынудили неимущего педагога искать новое занятие, тогда он попробовал торговать антиквариатом. И преуспел. Теперь Вадим Николаевич человек богатый. В настоящее время в сфере его многогранных деловых интересов находится недвижимость, ресторанное дело, туристическая компания, лесозаготовки.
Как все началось
Коллекционировать старинные автомобили Вадим Задорожный начал в 1999 году. Корни его увлечения старой автотехникой идут из далеких студенческих лет, когда он подрабатывал восстановлением и последующей продажей битых машин. Собранная немногочисленная коллекция стала основой технического музея — одного из самых крупных и интересных во всей России.
Первое время в мире олдтаймеров его интересовали только родстеры – открытые спортивные машинам и редкостные кабриолеты. Со временем внимание Вадима Задорожного привлекли и другие машины, но — с биографией. Потом появилось направление военной техники. Наконец, он обратил внимание на предметы быта эпох существования своих экспонатов.
Сколько стоит увлечение
Да, затраты за таким увлечением стоят просто огромные. Музей – частный, поэтому здесь все построено и содержится на деньги владельца. В том числе штат сотрудников – почти двести человек. На уровне лучших мировых музеев — площади под выставки, прекрасно оборудованные мастерские, сервисный центр, лаборатория. Посмотрите, с какой любовью и тщанием все сделано.
Дорого покупать экспонаты, везти их, еще дороже приводить в надлежащий вид. Хозяин музея очень трепетно относится к своей технике: ее полноценно восстанавливают и умело ремонтируют, так что все его ослепляющие первозданной красотой ретроавтомобили на ходу – садись, заводи и поезжай. Многие исторические самолеты могут летать. Хорошая реставрация одной машины может стоить до ста тысяч долларов. А может — и двести тысяч.
Это похвальное стремление вернуть жизнь ветеранской технике оборачивается кругленькой суммой транспортного налога в пользу казны, на которую Вадиму Задорожному дополнительно приходится ежегодно раскошеливаться. Льгот у музея никаких нет.
Экскурсия начинается
Моя дочка Катя предложила: «Давай я начну рассказ, а ты продолжишь?» А что, пожалуй, пусть так и будет. Интересно сравнить, на что обращают внимание взрослые и дети.
— Сегодня мы не пошли в лес, что растет возле нашего поселка, а отправились в Красногорский музей техники. Папа поставил машину так далеко, что идти до касс и входа нам пришлось минут двадцать. А вот и музей — два нижних этажа большого желтого здания. Перед ним заняла позиции пара танков, под надежной защитой которых разместилась легковая машина.
— Ух ты! Похоже, эта легковушка тоже в войне участвовала! — подумала я, но кандидат в раритеты не прошел фейсконтроль из-за своего чересчур современного вида.
— Через турникет мы зашли в зал первого этажа, чтобы побродить среди выставленных машин и поближе рассмотреть их. Одна машина меня удивила своим неописуемо ярким цветом. Потому что, как я знаю, в годы ее создания особо ярких машин не было.
Вот настоящая автоэкзотика
Забавно, что дочка выбрала именно эту машину. Вот ведь глаз – алмаз! Ведь это — BMW DIXI DA3 Wartburg – машина, ставшая первым приобретением в коллекции раритетов Вадима Задорожного. А ведь эту глянцевую красавицу антиквар обнаружил полусгнившей в глухом белорусском селе!
Этот автомобиль представляет собой двухместный спортивный вариант одной из первых недорогих моделей баварской компании BMW — Bayerische Motoren Werke, которые она начала выпускать после выкупа 1928 году автомобильного завода в Айзенахе.
С покупкой к баварцам перешло право на производство небольших машин модели DIXI. Поэтому название маркировалось как BMW DIXI, а сочетание DA обозначало сокращение от Deutsche Ausfuhrung — «немецкая версия», цифра 3 – модификация модели, тип — Wartburg.
В этой модели радиаторная решетка была оформлена по новому дизайну. Два вытянутых овала на ней получат неофициальное название «почки», и как элемент оформления облицовки, станут традиционными и фирменными.
Синяя птица в ладонях
Катя продолжает: «Возле каждой машины стоит табличка, на ней — краткие сведения: год создания, предназначение и т. д. Все машины такие разные: технические характеристики, размеры, форма кузова, цвет… Даже сиденья у них разные. Вот, например, сиденья у одной из машин выглядят так…»
И тут моя дочка не ошиблась в своем выборе: этот олдтаймер производства компании Delahaye называется «Синяя птица». Вадим Задорожный считает его символом и жемчужиной своей коллекции.
Чудесная птица Delahaye 135M Competition Court до 1937 года принадлежала великому гонщику 20 века французу Рене Дрейфусу. Известно ли вам, друзья, его имя — одно из величайших имен в автоспорте? За свою жизнь Дрейфус выиграл 36 гонок, многие – именно на этой машине марки «Делае».
Кстати, она очень дорогая: еще десять лет назад на «Сотбис» ее оценивали в сумму полтора миллиона долларов.
Самый маленький БМВ
Дочка долго стояла возле трехколесной пигалицы BMW Isetta 250. Вздохнула: «Жаль, что нельзя посидеть в машинках». Единственная дверца малютки открывается, как у холодильника, причем вместе с прикрепленным к ней рулем. Внутри есть место лишь на двух человек.
Простой дизайн, скромные технические характеристики обусловили невысокую стоимость модели. Баварский концерн BMW заполнил ею авторынок послевоенного времени. Сходившие с конвейера надежные микролитражки раскупались, как горячие пирожки. Так в сложное для немецкого автопрома время, неказистый, вызывающий улыбку автомобильчик Изетта спас от банкротства знаменитую марку BMW.
Мессершмитт летит!
Еще дочке понравилась вот эта парочка. «Посмотри, — сказала она, — фары это глаза, номер машины — ее рот. Какая симпатичная мордочка!»
Очаровательная малютка с милой мордашкой была послевоенным изделием грозного завода Мессершмитт, прославившегося своими технически совершенными истребителями – крылатыми демонами люфтваффе. Известно – привычки менять трудно, вот и в облике наземного творения легендарной фирмы просматривается нечто, роднящее его с авиацией – кабина открывается в сторону, как фонарь самолета, вместо руля – штурвал, место пассажира – как у второго пилота!
Трехколесный Messerschmitt KR 175/200 в Германии насмешливо называли — «Гроб Белоснежки», однако он побил больше двадцати международных рекордов, в том числе на скорость в своем классе.
Красавцы из мира ретроавтомобилей
Говорят, что ничто не может так порадовать и воодушевить настоящих мужчин, как мощный и красивый автомобиль. Таких здесь на любой вкус – разных стран, самых громких марок, совершенных и изящных форм. Блестят так, словно их полируют каждые полчаса.
Самая старая машинка экспозиции — выпуска 1908 года фирмы Хольсман. Первое дитя американского автомобилестроения вид имело обыкновенной коляски, куда забыли запрячь лошадку. Такой же поднимающийся верх, четыре колеса… Потому устройство очень соответствовало своему названию «безлошадный экипаж». Каретная внешность минус лошадь, колеса огромного диаметра — такой была одна из первых моделей машин категории внедорожников.
Затем идет легендарная «Жестянка Лиззи» — первый массовый автомобиль. На другом полюсе – крутейшие спортивные болиды золотой эры автопрома. Между ними – машины немецкие, английские, французские, итальянские, американские. Каждый автораритет — с бэкграундом и своей, интересной историей приобретения.
Носители четырех переплетенных колец, приходящиеся дедушками современным Ауди, — лучшая чуть ли не во всем мире коллекция марки Хорьх, Вандерер, замечательные ДКВ сокращение от Das Kleine Wunder, что в переводе с немецкого означает «Маленькое чудо». Концерн Auto Union объединял четыре фирмы – Audi, Horch, DKW и Wanderer, вот отсюда появились четыре кольца на эмблеме. Империю Auto Union погубила война, из альянса осталась в живых только Ауди .
Интересных экземпляров много. Посмотрите, как необычно крепится запасное колесо у Horch!
Идут другие представители «большой немецкой тройки». Вот первые модели мерседесов, роскошные черные лимузины Третьего Рейха, где-то тут должен быть «Гроссер-Мерседес-770», на котором Гитлер принимал парады и Mercedes-300 SL, что принадлежал принцессе Монако несравненной Грейс Келли… Но больше всего представлено моделей баварского концерна. Первую БМВ мы уже видели…
Следует линейка ослепительных и красивейших в мире автомобилей Альфа Ромео. У них по традиции родстеры всегда красного цвета. Взгляните: Альфа-Ромео 6С 38 года выпуска. Таких было изготовлено всего лишь десять экземпляров. Вы когда-нибудь видели подобное чудо?
Небольшой автомат у колонны выдает жетончики с эмблемами этого музея.
Крылья победы
Если честно, то немного неожиданно было увидеть внутри помещения Музея Вадима Задорожного такое количество авиационной техники. Особенно впечатляют те самолеты, что свисают с потолка и словно парят над всей техникой первого этажа… Со второго этажа – они буквально на расстоянии вытянутой руки.
Ходим, смотрим… Вот они — немецкие истребители «Мессершмитты», истребитель Хоукер Харрикейн, поставлявшийся нам по ленд-лизу из Британии, а, главное, бывшие экспонаты закрытого ныне музея КБ им. Яковлева, самолеты марки ЯК.
Почему главное? Сейчас объясню. Я ведь сама из Саратова. Один из старых и больших районов города называется «Заводской». Все верно — там располагались несколько крупных заводов. В том числе было крупнейшее предприятие города Саратовский авиационный завод.
Почему было – вы, возможно, уже догадались. Произошло то, что случилось во множестве других мест – в результате темных махинаций ловко увильнувших от слепой Фемиды беззастенчивых дельцов, полный сил и возможностей завод был искусственно обанкрочен, все разворовано и распродано.
Но сейчас мы говорим о другом: о том, что завод до последних своих дней выпускал ЯКи, делал он их и в военное время. Неоценим вклад Саратовского авиазавода в победу в Великой Отечественной. На заводе делали корпуса «лимонок» (гранаты Ф-1), автоматы ППШ, мины, зенитные установки, отсюда взмыли в небеса 8668 штук истребителей ЯК-1 и 4009 штук ЯК-З. Даже когда немцы бомбили завод и гибли люди, в разрушенных цехах продолжалась непрерывная круглосуточная работа стариков, женщин и подростков, заменивших ушедших на фронт мужчин.
Слышал ли кто из вас, друзья имя человека — Ферапонт Петрович Головатый? Думаю, что нет. А между тем в далеком 1942 году ему от имени Верховного Главнокомандующего страны была отправлена телеграмма: «Родина вас не забудет». Но видите — оказалось, что забыла…
А обещала помнить за поступок поистине уникальный: простой колхозник на Саратовском авиационном заводе купил самолет ЯК-1 и подарил его земляку-саратовцу летчику-истребителю Борису Еремину.
Когда через два года самолет выработал свой летный ресурс, Головатый купил еще один самолет – на этот раз ЯК-3 и вновь его вручил тому же летчику. В скором времени четырнадцать звездочек красовалось на фюзеляже боевой машины – столько летчик Еремин подбил вражеских самолетов в боях над Польшей, Румынией, Австрией, Чехословакией и Германией.
Думаете, легко далась эта покупка рядовому колхознику? По тому строгому времени – каждая копейка была честно заработана и происхождение каждой просматривалось прозрачно. Потомки Ферапонта Головатого и сейчас могут рассказать, каких сил и лишений стоила семье покупка крылатых машин.
Бескорыстный патриотический порыв простого шестидесятилетнего колхозника подкреплялся тем, что два его сына и три зятя в это время воевали на фронте.
Оба самолета на боку имели дарственную надпись «От Ферапонта Петровича Головатого». Первый из ЯКов сейчас хранится в Саратове в Музее боевой славы. Попутно надо заметить, что в нашей стране сохранились всего лишь два экземпляра машин ЯК-1 – саратовский и стоящий в музее Вадима Задорожного.
А вот со вторым подарком колхозника уже в мирное время вышла некрасивая история. Дело было так…
Как истребитель стал яблоком раздора
После окончания войны прославленный летальный аппарат стал экспонатом. Сначала — в ЦД авиации имени Фрунзе, а потом в музее знаменитого конструкторского бюро имени Яковлева. Уже тогда он являлся государственной собственностью, имеющей культурно-историческую ценность.
Но в ОКБ, из каких-то неясных соображений, постарались обезличить самолет, в частности, на нем стерли дарственную надпись. Большими усилиями генерал-лейтенанту Борису Николаевичу Еремину удалось добиться экспертизы и с ее помощью доказать, что именно этот самолет был подарен ему Головатым. ОКБ принуждено было восстановить дарственную надпись.
А потом пришел роковой 1991 год. ОКБ, воспользовавшись царящей тогда правовой неразберихой, по контракту на четыре года отправило самолет ЯК-3 в Museum of Flying города Санта-Моника в Америке. И как-то так оказалось, что об этом в ОКБ прочно и надолго «забыли».
Владелец американского музея так потом и объяснит 20-летнюю задержку техники. «После окончания срока действия контракта российская сторона хранила молчание. Отправитель за все эти годы так и не обратился по поводу возвращения самолета на родину».
Вернуть бесценный раритет в Россию удалось усилиями ветеранов Саратовского Авиационного завода, депутата Госдумы РФ Ольги Алимовой, министра иностранных дел Сергея Лаврова и его ведомства.
Где должно быть место овеянной славой машины? Мнение саратовцев, ветеранов авиационного завода, наследников Ферапонта Головатого однозначно – она должна находиться в Музее боевой славы этого города.
С этим согласны в администрации президента РФ, это мнение разделяет министр иностранных дел С.В. Лавров, зам. министра культуры РФ Е.Б. Миловзорова. Во всяком случае так написано в ответах на запросы депутата О.Н. Алимовой Даже ОКБ им. А.С. Яковлева в беседе с руководством области устно поддержало идею возврата самолета в Саратов.
Единодушие продержалось ровно до той поры, пока ЯК-3 не оказался на таможне в пределах России. После этого руководящие работники ОКБ все договоренности забыли и самовольно распорядились судьбой не принадлежащей этой организации уникальной культурной ценности. Они сочли нужным передать именной самолет Як-3 № 1712 в частный Музей техники Вадима Задорожного.
А в периодической печати появились статьи, в которых главная заслуга в деле розыска и вызволения легендарного летального аппарата отводилась именно ОКБ. Обиженному Саратову предложили утешиться копией машины, собранной из разрозненных частей других боевых истребителей этой марки, что были найдены поисковиками.
Но точка в этой скандальной истории еще не поставлена: ситуация остается спорной и борьба за раритет продолжается…
Ностальжи около отечественных автомобилей
Если опуститься на этаж ниже, то попадешь в светлый зал, тоже уставленный олдтаймерами, но теперь исключительно отечественного производства. Правда, такая техника интересовала владельца музея в гораздо меньшей степени. Однако у Вадима Задорожного оказалось немало интересных экземпляров.
— Катя, о чем интересном будем рассказывать?
Дочка смеется:
— Ну слушай. Вот идем мы с родителями мимо древних машин. Вдруг мама с папой направляются к стеклянной полке, на которой стоят модельки — игрушечные машинки. «У меня была вот такая скорая помощь и еще вот эта машинка…» — говорит мама моему папе. А тот отвечает ей: «А у меня были вот эти…» Сколько же воспоминаний у них связано с этими игрушками.
Потом думает и продолжает:
— Можно о телевизоре размером с сундук, крохотным экраном и здоровенным увеличительным стеклом. О грамотах, что висят на стенах. Интересно, кто их получал. О Сталине и его машине.
Про телевизор и грамоты сказать ничего не могу, вот разве что про лимузин, некогда принадлежавший самому Иосифу Виссарионовичу Сталину. Генералиссимус и сейчас сидит внутри своего ЗИС 115. Загляните в окно и увидите его там, вернее, его манекен во френче защитного цвета. Отец народов предпочитал стиль милитари.
Обратите внимание на окна! Они желтоватого цвета. Думаете, от старости? Но нет, это признак того, что стекла бронированы. Неподалеку у стены бюст вождя и его военный китель с отложным воротником: Маршал Советского Союза терпеть не мог воротники-стойки…
Здесь же стоит кабриолет ЗИС 110Б, принадлежавший Лаврентию Берии, автомобили Горбачева и Ельцина, элегантный красавец «Бьюик» и машинка «моргуновка» с героями известной кинокомедии Гайдая.
В послевоенной стране не было круче автомобиля, чем «Победа» — ГАЗ М-20… Перед концом войны на Горьковском автозаводе вовсю шла разработка новых легковых машин. Рабочее название самой перспективной модели было «Родина». Показали автомобиль главе государства. Иосиф Виссарионович прищурился: «И сколько же будет стоить Родина?» Легендарная машина тут же была переименована в «Победу».
Молодым современникам сложно поверить в то, что машина ГАЗ-21, пришедшая на смену «Победе», когда-то была сладкой и почти недостижимой мечтой советских людей, а ездили на Волге в основном депутаты и прочие важные личности.
Классом выше Волги стала машина ГАЗ-13 «Чайка» — техническое совершенство и самый красивый дизайн за всю историю советского автопрома. Их можно увидеть и сейчас на наших улицах.
Экспонаты в музее стоят очень плотненько, кажется, помещение уже стало для них маловато. Половина «Запорожца» стоит, обращенная разрезом не к посетителям, а к стенке. Ее вид обескуражил мою дочку, она решила, что это какая-то необыкновенная разновидность автомобильной техники.
«Стой, кто идет» на втором этаже
На втором этаже пространство делят между собой стройные ряды мотоциклов – гражданские и военные — производства разных стран и годов выпуска, броневики, оружие времени Великой Отечественной. Желающие, правда, за отдельную денежку, могут попробовать собрать — разобрать автомат.
Знаменитый французский гонщик Ален Прост стоит около болидов своей команды. Есть инсталляции на военную тему. Здесь бравый арийский летчик готовится подняться в небо, тут солдат, охраняющий склад, вот советский воин замер около станкового пулемета Максим — самого распространенного советского пулемета времени Великой Отечественной войны.
Название техники звучит очень по-русски, а имя Максим для русского человека, вообще-то, обладает богатой и позитивной смысловой подоплекой. Однако это пришелец. Изобретателем пулемета был американец Хайрем Стивенс Максим. Когда в США не оценили его изобретение, автор продал его англичанам, только потом уже пулемет вместе со своим именем распространился по миру.
Дальше – «Хальт! Аусвайс!» Начинается проверка документов на немецком КПП…
Аллея военной техники и ее интересности
Что касается различной бронетехники, то ее на аллее очень много, на любой калибр. Такой большой экспозиции, возможно, больше нет ни в одном российском музее.
Беда только в том, что я ничего не смыслю в военной технике, поэтому обо всех бронетранспортерах, реактивных системах залпового огня и прочем даже и буду пробовать рассказать.
Но вот мимо чего не пройдешь равнодушно – так это танки. Отечественная «тридцать четверка», тяжелый танк ИС-2, американские «Шерман» и «Стюарт». Сейчас в Музее техники Вадима Задорожного насчитывается кроме двух Т-34, M4 Sherman и двух М3 Stuart еще 12 легких танков, к концу этого года в его планах довести число исправной техники до 25 единиц.
Откуда же они берутся? Я было предположила, что представленная грозная техника — сплошь находки поисковиков. Однако потом прочитала в интернете, что владелец музея гораздо чаще приобретает их за границей.
Никогда не думала, что танки могут быть настолько огромными. Стоишь рядом — почти слышишь лязг гусениц…. Гигантская бронеглыба, вызывающая смятение…
Катюшин прадед, а мой дедушка со стороны отца прошел всю войну. Служил в артиллерийской разведке и стрелял из 122-мм пушки. Мы бродили по аллее и я во все глаза высматривала самый большой ствол. «Последний довод королей» — было написано на пушках Людовика XIV. Но 122-мм советского довода не нашла, попалась лишь гаубица такого же калибра. Тоже впечатляющая: снаряд к ней весил 20 кг. Но у дедовой пушки все же был побольше – 25 кг…
На аллее – целое народное собрание. Технику облепила ребятня: лезут на танки, на военные машины, спускаются вниз, бегают вокруг, трогают и вертят все, что можно у артиллерийских установок, самозабвенно крутятся на зенитках. Океан детского счастья, которому нет конца. И да, взрослые мальчики не отстают, они залезали тоже.
Музей техники, что создал Вадим Николаевич Задорожный, — замечательно интересный. Нам там очень понравилось! Так что советуем всем! И вот еще – все фотографии к статье сделала моя дочка Катя.
В тему:
- Покровский Хотьков монастырь – об истории, традициях, несчастной любви и еде
- О чем может поведать золото осенней листвы в Тишково
- Трое из семейного клана Нессельроде — Карл, Дмитрий и Анатолий
- Радужные переливы ростовской финифти
- Мимолетный модерн, оставивший примечательные следы в дизайне саратовских окон
Комментарии к статье
Вы очень интересно пишите, Дарья! На следующей неделе обязательно съезжу в этот музей!
Надеюсь вам понравится, Елена!
Здравствуйте. Я один из работников САЗа, которые инициировали возврат яе-3 из США в Россию. Естественно, мы ожидали и боролись за возвращение самолёта в Саратов. Вы рбективно изложили историю этого самолёта. Задорожный к его возвращению не имеет никакого отношения. Он по существу его "присвоил". У меня есть все документы, переписка по этому самолету. Родственники Головатого возмущены тем, что подарок их деда оказался в этом музее, а не вернулся в Саратов.
Мой отец всю свою трудовую жизнь проработал на Саратовском авиационной заводе. И для меня он много значил. Сначала заводской детский сад, заводской пионерлагерь, летом с родителями – заводской дом отдыха на Волге. А как мы с братом любили дни открытых дверей на заводе! Пускали посидеть в самолете… Так жалко!
Дарья, в следующий раз будете проезжать мимо Тольятти, заскакивайте. У нас тоже есть музей техники. 38 гектаров танков, самолетов, подводная лодка и пр. Постоянно проводятся различные реконструкции. Можно и покататься на технике. Словом, есть где развернуться. :)Жду!
Спасибо, Александр за приглашение в Тольятти. Но пока еще мы доберемся до вашего славного города, может быть вы напишите рассказ о вашем музее техники? Думаю, это было здорово!
Оставить комментарий