![спасо-яковлевский монастырь сверху](http://www.control-point.ru/wp-content/uploads/2015/03/spaso-jakovlevskij-monastyr.jpg)
Миллион людей подъезжал к Ростову со стороны Москвы. И миллион сердец замирал на мгновенье, когда за гладью озера Неро видел стройные колокольни и зеленые купола. Мы ехали по Московской дороге зимой, по правую сторону, там, где полагалось быть озеру, расстилалась белая гладь, за ней открывалось величественное виденье храмов. «Это ростовский кремль», – ахнула я и впилась глазами, стараясь различить подробности. Но дорога сворачивает, и это еще не кремль. А виден был удивительно красивый Спасо-Яковлевский монастырь в Ростове Великом, знаменитый своими святынями. И еще необычным расположением и очень длинным названием.
О расположении и названии
Полное наименование монастыря звучит так – Спасо-Яковлевский Димитриев мужской. Что означает длинный набор слов? И еще вопрос – почему один из его храмов находится за пределами монастырских стен? Начнем с названия. Точнее, с конца названия.
Многие улыбнутся: «Ну, то что мужской – понятно, раз там живут только мужчины».
А вот сами монахи так никогда не скажут. Во-первых, они приходят в монастырь НЕ жить, но – спасаться. А во-вторых, неверно утверждать, что там находятся одни мужчины. Нет обителей только с монахами-мужчинами или исключительно с женщинами-монахинями.
Дело тут вот в чем: любое церковное таинство проводится только священником-мужчиной. Поэтому для совершения обрядов мужское присутствие обязательно в женском монастыре, с другой стороны, в мужских монастырях всегда есть мирские женщины, выполняющие те или иные работы, к примеру, на кухне или в пекарне.
Недавно узнала вовсе удивительное: оказывается, на Житомирщине вот уже полвека существует – и не католический, а православный! – Мужской, и, одновременно, женский монастырь. В тихом пристанище Свято-Георгиевской обители поселка Городница вместе молятся и трудятся 46 сестер и 40 братьев …
Идем дальше. Благодаря обретенным в 1757г. мощам митрополита города Ростова Димитрия, в знак уважения к этому святому, к названию добавилось Димитриев.
![ощи митрополита города ростова димитрия](http://www.control-point.ru/wp-content/uploads/2015/03/moshhi-mitropolita-dimitrija.jpg)
А ранее, в 1389 году в Ростове занимал епископскую кафедру Иаков. Любопытный момент: Был он НЕ только современником заступника и молитвенника земли русской преподобного Сергия , но и его земляком.
Высоко взлетел Иаков, выходец из простых крестьян, за благочестивую жизнь свою удостоился быть поставленным епископом. Но судьба предназначила ему неожиданно отложить все апостольские дела и основать маленькую обитель, которая потом пышно разрастется в Спасо-Яковлевский монастырь Ростова Великого.
Случилось так, что в эту пору была осуждена на казнь некая ростовская женщина. За какие провинности последовало столь строгое наказание, летопись умалчивает, туманно называя их «беззакониями». Но несчастная бросилась к ногам Иакова, умоляя о снисхождении. Глава епархии проявил милосердие и «не выдал ее на смерть», избрав карой преступнице покаяние.
Это так возмутило ростовского князя и граждан города, что они изгнали сразу ставшего неугодным епископа.
Изгнанный Иаков вышел к озеру, снял свою святительскую мантию, расстелил ее на воде, встал на нее и поплыл. Люди бежали по берегу вслед за чудом и умоляли простить их. Плащ пристал к берегу, святой простил раскаявшихся ростовчан, забыл нанесенную ему обиду, но назад в город не вернулся. Так на этом месте возникла святая обитель, в которой соорудили братские кельи с деревянной церковью в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы. Здесь же в Яковлевском монастыре и закончил Иаков свои дни.
![подъезд к яковлевскому монастырю ростов великий](http://www.control-point.ru/wp-content/uploads/2015/03/jakovlevskij-monastyr-rostov-velikij.jpg)
Но, надо заметить, вблизи незапланированно возникшей обители, вот уже больше века существовал еще один монастырь – Спасо-Песоцкий. Его, в самый разгар монгольского нашествия, основала необыкновенная женщина – ростовская княгиня Марья Черниговская. Из всего монастырского ансамбля до нас дошло единственное сооружение – Спасо-Преображенский собор, перестроенный в камне в XVII веке.
В 1765 году императрица Екатерина Великая упразднила древнюю обитель Спаса на Песках. Земли отошли государству, а все храмы и здания, ему принадлежавшие, были приписаны к Спасо-Яковлевскому Дмитриеву мужскому монастырю. Принадлежать-то они стали, но физически так и остались на прежнем месте. Вот почему так оказалось, что Церковь Спаса Преображения находится вне каменной стены с башнями, ограждающей существующую обитель.
![спасо-преображенский собор фото из интернета](http://www.control-point.ru/wp-content/uploads/2015/03/spaso-preobrazhenskij-sobor.jpg)
Мария Черниговская
Основательница Спасо-Песоцкого или как его называли в народе, Княгининого монастыря, заслуживает хотя бы небольшого рассказа. Кто она и какой она была?
Умная и деятельная женщина. Почтительная дочь князя Михаила Всеволодовича, вошедшего в историю как Михаил Черниговский. Любящая жена князя из Ростова Василько Константиновича. Хорошая мать, вырастившая двух прекрасных сыновей. Дальновидный политик и миротворец. Родственница Александра Ярославовича, того, который станет Невским. Составительница летописей с включенными туда прочувствованными повествованиями о подвигах и доблести людей русских.
Княгиня Марья и князь Василько обвенчались в 1227 году. Как спустя почти восемь веков узнать, что чувствовали друг к другу молодые? Хроники об этом не пишут … Но многое говорит за то, что чета в своей семейной жизни была счастлива. У молодых супругов появился сначала сын Борис, а потом родился второй – Глеб …
Русским князьям в этом веке катастрофически не хватало единства, амбиции и гордыня мешали им действовать сообща. Поэтому имена, данные княжеским детям – Борис, Глеб – имели глубочайший смысл, очевидный людям того времени.
Но пришел 1237 год и на русскую землю обрушилось несчастье – нахлынули орды Батыя. В битве на реке Сить погибает мученической смертью князь Василько Ростовский. Мария Черниговская становится вдовой в 25 лет, детям ее в это время было – старшему 7 лет, младшему не было и двух. Она берет в свои руки управление княжеством и до совершеннолетия сыновей разумно правит им.
Ростовские летописи середины XIII века – необычны, они содержат много поэтичных сведений, касающихся личности князя Василька, подробностей о героической и мученической смерти от рук татар Михаила Черниговского. Мария получила их из первых рук, от сына своего Бориса, бывшего очевидцем гибели деда в орде. Написанные любящей и талантливой рукой, ее летописи имеют прямое отношение к канонизации дорогих ей людей и к почитанию их между прочими общерусскими святыми.
![ростов великий с башни спасо-яковлевского монастыря](http://www.control-point.ru/wp-content/uploads/2015/03/rostov-velikij-spaso-jakovlevskij-monastyr.jpg)
Снова митрополит Иона Сысоевич
Вторая половина XVII века – сложное время церковного раскола. Царь и патриарх сделали трудный выбор – отказаться от некоторых устоявшихся традиций и подчиниться канонам, существующим в остальном православном мире.
Церковные реформы самих основ православной веры не затрагивали, лишь касались унификации обрядов, служб и богослужебных книг. Например, среди большей части православных народов было приято креститься тремя перстами, а в московских традициях было использовать двуперстие.
Нововведения не всеми принимались мирно, была масса недовольных, которых жестоко преследовали.
Иона Сысоевич, как архипастырь, старался удержать паству от возможного падения в ересь, укрепить доверие ее к Русской Церкви, для этого сооружал новые храмы и заботился о проведении в них богослужений, соответствующим установленным канонам. Его зодчие в разных местах епархии возвели и восстановили более пятидесяти храмов.
В ростовском Спасо-Яковлевском монастыре Иона Сысоевич распорядился перестроить деревянный Зачатьевский собор, сделав его каменным, и расписать его стены замечательными фресками. Его стараниями над могилой святого Иакова поднялся каменный придел к церкви.
![как используется стена монастыря](http://www.control-point.ru/wp-content/uploads/2015/03/stena-monastyrja.jpg)
Димитрий Ростовский
Ростов Великий и, в частности, Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, привлекает множество туристов и паломников.
Для паломников особый интерес представляют жившие здесь подвижники Русской православной церкви. Именно в этом городе жил особо почитаемый среди них Дмитрий Ростовский – единственный русский святой живший и канонизированный в XVIII веке. Именно в этой обители по сей день хранятся его чудодейственные мощи.
Дмитрий Ростовский появился на свет недалеко от Киева в 1651 году в семье казацкого сотника. Мальчика в одиннадцать лет определили в учебное заведение – Киево-Могилянскую коллегию, получившую к этому времени признание. Многие молодые люди предпочитали учиться в ней, нежели получать образование в Польше. Коллегия прославилась своими выпускниками – проповедниками, учеными, государственными деятелями.
В неполные 17 лет юноша стал монахом. Пошли годы самообразования: чтения, переписывания священных книг, сочинений на заданные темы, опытов проповедничества. Оказалось, что у Дмитрия, кроме глубоких познаний, есть дар живого слова – проповеди его хотели слышать жители всех окрестных мест. Для православия того времени на территории Малороссии это было важно – католическая церковь активно теснила нашу религию.
Образованный и талантливый молодой человек обратил на себя внимание, и вот уже император Петр I вызывает его в Москву. А оттуда Дмитрий Ростовский направляется в качестве митрополита в Ростов Великий. В то время идет 1702 год.
![собор дмитрия ростовского спасо-яковлевский монастырь](http://www.control-point.ru/wp-content/uploads/2015/03/sobor-dimitrija-rostovskogo.jpg)
В ростовской епархии сказаны им известные, самые лучшие и прочувствованные проповеди. Здесь он много ездит и ходит пешком, просвещая и обучая основам православной веры и нравственности, открывает свою знаменитую школу для детей всех сословий, помогает бедным и обездоленным.
Тут он пишет свои богословские трактаты, заканчивает свой двадцатилетний труд по написанию Жития святых – «Четьи Минеи», сборник из 12 томов для ежедневного чтения в каждый месяца года. Гоголь назвал его «любимейшим чтением русского народа», а великий Пушкин – «чтением вечно живым».
Святитель Димитрий преставился в 1709 году и был похоронен в Спасо Яковлевском монастыре Ростова Великого. Через полвека были обретены его мощи, при этом были зафиксированы многочисленные исцеления, а обитель стала известна всей России …
![святитель димитрий ростов спасо-яковлевский](http://www.control-point.ru/wp-content/uploads/2015/03/svjatitel-dimitrij.jpg)
Великая княгиня Елизавета Федоровна
Приходили сюда простые люди, приезжала на обретение мощей святителя Димитрия всероссийская императрица Екатерина II. На трехсотлетие Дома Романовых здесь побывали император Николай II, его дочери и цесаревич.
Из последних Романовых в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре еще была Великая княгиня Елизавета Федоровна, ныне причисленная к лику святых новомучеников. Два раза приезжала она сюда со своим супругом, потом побывала еще раз, уже будучи настоятельницей Марфо-Мариинской обители. В последний раз она увидит Ростов и поклонится его святыням из арестантского вагона, на пути в Сибирь, к месту своей гибели.
![ростов великий на башне спасо-яковлевскго монастыря](http://www.control-point.ru/wp-content/uploads/2015/03/bashnja-rostov-velikij-spaso-jakovlevskij-monastyr.jpg)
Гордость русской архитектуры Яковлевский монастырь Ростов Великий
На юго-западе города Ростов Великий за каменными стенами с башнями находится Спасо-Яковлевский монастырь. Удивительное впечатление производит он: белоснежный, с зелеными крышами, со стилизованным под готику декором башен, с завершениями храмов в стиле барокко и в традиционном многоглавии.
Древнее озеро Неро добавляет ему очарования и долю таинственности. Никто не останется равнодушным, глядя с крепостной стены на расстилающиеся внизу изумительные виды. Внутри монастыря бросается в глаза, что все здесь обустроено с тщанием и любовью. Замечу, кстати, люди здесь необычайно приветливы …
![барочные и купольные завершения храмов спасо-яковлевского монастыря в ростове](http://www.control-point.ru/wp-content/uploads/2015/03/zavershenija-hramov.jpg)
Важные постройки монастыря:
- Церкви:
- Зачатия Анны
- Иакова Ростовского
- Спаса Преображения
- Собор Димитрия Ростовского
- На стенах:
- Северные ворота
- Южные ворота (Водяные)
- Юго-западная (смотровая) башня
- Колокольня
- Другие строения:
- Часовня с источником Иакова Ростовского
- Настоятельский корпус
- Трапезный корпус
- Келейный корпус
![схема спасо-яковлевского димитриева монастыря](http://www.control-point.ru/wp-content/uploads/2015/03/plan-monastyr.jpg)
Три храма выстроились в один ряд вдоль восточной стороны Спасо-Яковлевский монастыря Ростова. Это пятиглавый Зачатьевский, вплотную стоящий к нему Иаковлевский и Димитриевский. Наиболее интересными являются храм во имя Зачатия св. Анны и Дмитровская церковь.
Самая старая монастырская постройка – сделанная по заказу митрополита Ионы Зачатьевская церковь. Вид ее с того времени изменился, ее существенно перестраивали в XVIII и XIX веках, но росписи внутри сохранились со времен Ионы III. Она сияет центральным золотым куполом и еще четырьмя малыми – синими со звездами. Что означает эта символика можно Посмотреть в Этой стать е.
Прасковья Жемчугова
Дмитриевский собор – портик со ступенями из белого камня, колонны с капителями, скульптуры мучеников в нишах, лепные барельефы – построен на средства беспримерно богатого графа Шереметьева. Поэтому его иногда называют Шереметьевским.
Считается, что он построен по обету, связанному с трогательной и грешной любовью Николая Петровича к ярославской Золушке – талантливой крепостной актрисе и певице Параше Жемчуговой.
Ярославская она постольку, поскольку все три существующие версии о месте ее рождения ведут к поселку Борисоглебскому, что под Ростовом.
![ярославская золушка параша жемчугова](http://www.control-point.ru/wp-content/uploads/2015/03/praskovja-zhemchugova-grafinja-sheremeteva.jpg)
Графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская
В 1824 году разобрали каменный придел у Зачатьевского собора и построили Яковлевский храм. Образцом для него послужил Дмитриевский собор. В этом был заложен определенный подтекст – каждый из них посвящен великому святому, которых разделяют века, но объединяет та помощь страждущим, которую оказывают они припадающим с надеждой к их святым мощам.
Строили этот храм на деньги молодой графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской, единственной дочери знаменитого сподвижника Екатерины II – Алехана Орлова, вероятного убийцы ее супруга Петра III и похитителя несчастной княжны Таракановой.
Второй такой невесты не было в России. Рядом с ней всегда было много претендентов на ее девичье сердце, и, будем говорить прямо, на то многомиллионное приданое, что шло в комплекте с сердцем. Но отец не торопил ее с замужеством.
А потом Алексей Григорьевич неожиданно быстро умер. Анне в это время было 22 года. С его смертью привычный мир девушки рухнул и все вокруг для нее опустело – так много значил в ее жизни отец, укрывавший ее ото всех жизненных невзгод, словно могучий дуб под своей кроной.
![украшение шереметьевского собора](http://www.control-point.ru/wp-content/uploads/2015/03/sheremetevskij-sobor.jpg)
Нет слов, чтобы выразить масштаб того богатства, что стало принадлежать этой девушке. Но она унаследовала от отца не только огромное состояние, но выдержку и твердость характера. Толпа воздыхателей продолжала расти, но сердце ее затрепетало только один раз – тогда, когда она встретила графа Николая Каменского. Но что-то не сложилось в их отношениях …
Тогда графиня, отвергнув всех женихов, решает посвятить себя делам благотворительности и религии. Она отправляется по монастырям на богомолье – сначала в Киев, а потом в Ростов в Спасо-Яковлевский монастырь. Сюда она будет регулярно ездить до 1820 года.
Пока в ее жизни не произойдет знакомство с одиозным Петром Никитичем Спасским, известным как архимандрит Фотий. Он будет оказывать на графиню мощнейшее влияние, подчинит ее волю, поработит душу, получит в свои руки ее состояние.
Их отношения станут неразрешимой загадкой, объектом пристального интереса и сплетен для современников. Но это уже другая тема и монастырь другой …
![графиня анна алексеевна орлова чесменская](http://www.control-point.ru/wp-content/uploads/2015/03/grafinja-orlova-chesmenskaja.jpg)
Другие достопримечательности
Существующая ныне каменная стена с четырьмя восьмигранниками башен сооружена в XVIII веке. Для входа в монастырь предусмотрены двое ворот. В стену ограды встроена высотная доминанта обители – трехъярусная колокольня со шпилем. Между нею и храмами расположен древний монастырский погост. У противоположной монастырской стены разместились братские кельи и покои наместника. За стеной находятся хозяйственные постройки и Спасо-Преображенский храм.
В центре двора стоит небольшая часовенка, в которой бьет святой источник. Водичку можно набрать бесплатно, на вкус она своеобразная, говорят в ней большое количество железа.
История обители насчитывает немало перенесенных бед: ее грабили и жгли татары, во времена смуты – польские интервенты, после революции закрыли и запретили здесь богослужения. Долгое время в ее зданиях были склады, жилые помещения, учреждения.
С 1991 года здесь снова живут монахи. Их 18 человек, они ведут службы, занимаются хозяйством, пишут иконы.
![святой источник в часовенке монастыря](http://www.control-point.ru/wp-content/uploads/2015/03/svjatoj-istochnik-v-chasovenke.jpg)
Ростов Великий Спасо-Яковлевский монастырь и его святыни
Главными святынями, хранящимися здесь, считаются:
- Митрополита Ростовского Димитрия святые мощи.
- Епископа Ростовского Иакова мощи, покоящиеся под спудом.
- Архимандрита Ростовского преподобного Авраамия, сокрушившего идола Велеса и основавшего Богоявленский монастырь, перенесенные сюда мощи.
- Особенно чтимый список с чудотворной иконы Божьей матери из Ватопедского монастыря, что на Афоне.
Ничего не поделаешь: проходит время, тускнеют и уходят из памяти какие-то детали поездки в Ростов Великий, но вот в чем я уверена – то общее радостное и светлое впечатление, полученное от посещения Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, еще долго будет греть душу. ..
В тему:
- Трое из семейного клана Нессельроде — Карл, Дмитрий и Анатолий
- Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова и сюрпризы, что преподносила ей жизнь
- Проникнутый романтикой арочный мир старого Саратова
- Летнее путешествие в Троице-Сергиеву Лавру Сергиев Посад
- Твердыня в честь святых Бориса и Глеба — Ростовский Борисоглебский мужской монастырь
Комментарии к статье
Мы совсем недавно посетили Новгород, там в музее деревянного зодчества как раз стоит особняк Орловой-Чесменской. А совсем рядом расположен Юрьев монастырь, который и был почти заново отстроен и украшен на деньги Орловой под руководством архимандрита Фотия.
Юрьев монастырь! Как хочется туда съездить!
Оставить комментарий