монумент на площади венеции в риме

Бесспорная истина — деньги нужны всем. А уж как они были нужны амбициозному и честолюбивому Юлию Цезарю! А ведь он уже и так весь в долгах… Выручила вовремя подоспевшая война с кельтами, после которой лучший из римских военачальников вернулся в Вечный город не только победителем, но и одним из самых богатых граждан. Преследуя в том числе пропаганду идеи божественного происхождения рода Юлиев, Цезарь начал строительство нового форума. От форума мало что сохранилось, но теперь к его руинам вплотную примыкает пропагандистский монумент иного периода истории — Алтарь Отечества…

вплотную к форуму цезаря примыкает алтарь отечества

Сделанный в духе древнеримской архитектуры, огромный, с величественной колоннадой, по сторонам которой возведены квадриги с крылатыми Победами. Все сооружение называется Витториано, оно является главным патриотическим символом Италии.

Ядром мощной архитектурной композиции, сияющей белизной, служит конная статуя короля Виктора Эммануила II, выполненная из потемневшей бронзы.

Конские копыта диаметром в полметра, у всадника топорщатся в разные стороны роскошные усищи, шлем с пышными перьями… «Верхом на лошади, король похож на дикаря, впрочем, как и вообще в жизни…» — так писала о реальном прототипе памятника британская королева Виктория. За что же этого потешного человека так любили в Италии?

конная статуя короля виктора эммануила

Что вы знаете об итальянском Рисорджименто?

 

Ничего? Уверяю вас, вы ошибаетесь! Меломаны, вспомните оперу Джакомо Пуччини «Тоска»! По сюжету молодой художник Марио Каварадосси заключен в тюрьму и казнен во дворе Замка Святого Ангела, а его возлюбленная певица Флория Тоска в отчаянии бросается в Тибр с крепостной стены. Историческим фоном всех этих ужасов идет борьба итальянцев за национальное освобождение от власти австрийской империи.

В начале XIX века в Италии начинается эпоха Рисорджименто – время борьбы против иноземного господства и ликвидацию территориальной раздробленности Апеннинского полуострова. Страна была расколота на 8 больших и малых государств, судьба которых, кроме сохранившего независимость Пьемонта, определялась Францией и Австрией.

Однажды австрийский канцлер Меттерних заявил: «Италия — это просто географическое понятие», но с такой точкой зрения были категорически не согласны итальянские патриоты. Каварадосси, конечно, персонаж вымышленный, но в девятнадцатом веке в казематах замка Святого Ангела в действительности содержалось много узников движения Рисорджименто, а также правда и то, что часто политические диссиденты расставались с жизнью в тюремном дворе крепости.

…Первыми начали карбонарии, потом по всей Европе заговорили о тайном революционном обществе «Молодая Италия» и ее организаторе Мадзини, который стал главным идеологом Рисорджименто. Кто не видел, посмотрите фильм «Овод»!

А разве вам не знакомо имя Джузеппе Гарибальди? Романтик и герой, вечный революционер, который сражался в восставшем Уругвае и бразильских провинциях. Но скоро вся Италия узнала о его необыкновенном мужестве и таланте полководца…

У короля Пьемонта и Сардинии был сын — самый обычный молодой человек, смыслом жизни которого была охота и любовные интрижки. Так случилось, что монарху пришлось отречься от престола, и освободившийся трон занял его не самый серьезный отпрыск.

король виктор эммануил лидер движения рисорджименто

Однако, став королем, он удивил всех. Проявив политическое мужество и здравый смысл, Виктор Эммануил II превратился в лидера освободительной борьбы Италии. Силу движению Рисорджименто обеспечивал первый министр короля Виктора Эммануила граф Кавур.

памятник рисорджименто и королю виктору эммануилу

Долгий процесс объединения завершился, когда 17 марта 1861 года парламент объявил о создании под скипетром Виктора Эммануила II итальянского королевства. Пазл сложился, когда в его состав вошла Папская область, а Рим стал столицей объединенной страны. Рисорджименто закончилось. Теперь итальянцам предстояло осознать себя единой нацией.

Виктор Эммануил II — символ Рисорджименто и первый король Италии – скончался в январе 1878 года и погребен в Пантеоне, а его королевство просуществовало менее века, потому что уже в 1946 году Италия стала республикой.

Три лица памятника

 

Витториано

После смерти Виктора Эммануила II решено было воздвигнуть грандиозный монумент – в честь периода Рисорджименто и в память первого короля объединенной Италии, чье имя так удачно совпало со словом победа.

грандиозный монумент витториано

Строительство Витториано по проекту Джузеппе Саккони началось в 1885 году на склоне Капитолийского холма, в процессе которого были снесены существовавшие здесь ранее живописные средневековые кварталы, церкви, дома и постройки эпохи Возрождения. В первый раз огромное сооружение было открыто в 1911 году.

Большой лестничный пролет — 243 ступени! — ведет к изогнутой массивной колоннаде высотой пятнадцать метров.

большой лестничный пролет

Справа и слева от него располагаются два фонтана — аллегория Адриатического и Тирренского морей, омывающих Италию с востока и запада.

аллегория адриатического моря

По центру разместилась конная статуя «отца нации», на изготовление которой пошла бронза, переплавленная из пушек армии его Королевства. Величественная скульптура весит пятьдесят тонн!

Голова идет кругом от изобилия лепнины, скульптур, барельефов, причем каждая деталь на памятнике что-то символизирует или обозначает.

Алтарь Отечества

После окончания Первой Мировой войны было решено почтить итальянцев, погибших на ней. Так в 1921 году у подножия конной статуи появился Алтарь Отечества, где в склепе покоятся останки Неизвестного солдата.

Неизвестного — из одиннадцати неопознанных воинов — выбирала простая женщина — Мария Бергамас, сама мать пропавшего без вести солдата, и сделала она это от имени всех матерей, потерявших сыновей на поле боя. Алтарь Отечества, ставший сердцем Витториано, официально открыли в 1925 году: днем и ночью там горит Вечный огонь и неподвижно стоят на страже солдаты почетного караула.

алтарь отечества стал сердцем витториано

Символ фашизма

Известно, что фашистский режим использовал Алтарь Отечества в своих идеологических целях, а это, в свою очередь, бросило тень на репутацию памятника. Но не стоит забывать, что когда к власти пришли фашисты, внушительный белоснежный комплекс, хотя и не был полностью завершен, но уже давно стоял на своем месте и имел сложившийся имидж и значение.

Муссолини и его партия лишь безосновательно, но ловко, присвоили себе идею культа Неизвестного Солдата, когда стали использовать ее в целях милитаризма и роста шовинистических настроений.

квадрига на крыше витториано

В этот период истории произошло появление бронзовых квадриг, венчающих верхнюю часть строения и, по желанию дуче, в архитектурный ансамбль добавили некоторые скульпторы. В 1935 году закончились последние работы на монументе, и вновь состоялось его торжественное открытие.

одна из бронзовых квадриг венчающих алтарь отечества

Белый колосс Витториано сегодня

 

Сегодня белый колосс Витториано, хоть он и заслужил множество язвительных прозвищ, представляет собой главный патриотический символ страны. Внутри его здания располагаются два, тоже проникнутых духом патриотизма, музея — Рисорджименто и музей Знамен военного флота. Наверняка с интересными экспозициями…

Например, я знаю, что там хранятся голубые матросские штаны Гарибальди — самые старые в мире джинсы, подобные тем, которые сегодня носят все. Да-да, оказывается итальянцы начали первыми носить джинсы! Жаль, но времени на музеи у нас не хватало.

на террасе квадриг витториано устроена смотровая площадка

Зато мы побывали на крыше Витториано, где на Террасе Квадриг устроена смотровая площадка. Панорама Рима оттуда открывается такая… Невероятная…

панорама рима с террасы квадриг

Городское пространство перед Витториано используется для национальных праздников — Годовщины освобождения Италии, Дня Республики, Дня Вооруженных сил.

Торжества начинаются с поднятия флага перед Алтарем Отечества, где президент республики возлагает венок у могилы Неизвестного солдата. После минуты молчания исполняется итальянский гимн, а в это время истребители рисуют в небе стрелы трехцветным дымом. Триколор, конечно в цветах национального флага…

триколор национального флага

Но вот площадь возле памятника… Интересно: она не носит имени уважаемого короля, ее даже не назвали в честь объединения Италии, а поименовали в честь города на северо-востоке страны. Так почему она — площадь Венеции? За ответом отправимся в XV век, где в это время происходят выборы духовного главы Рима…

Избрание Пьетро Барбо

 

Во вторник 30 августа 1464 года после очень краткого совещания Конклав объявил жителям Рима и гостям города радостное известие: Папа избран! Им стал кардинал Пьетро Барбо. По древней традиции, после избрания понтифик берет себе новое имя. Оказавшись перед такой необходимостью, новый преемник святого Петра без раздумий заявил: его выбор — Формоз. Имя, которое в переводе с благородной латыни, означает «красивый».

папа павел второй в миру пьетро барбо

Ответом ему послужил оглушительный хохот кардиналов. Хотя сам Пьетро был весьма высокого мнения о собственной внешности, но глупцом никогда не был.

А потому в качестве альтернативы решил было назвать себя Марком — в честь святого покровителя Венеции, откуда его род вел корни. Но и тут попал пальцем в небо, поскольку как раз в этот момент у Церкви были серьезные разногласия с владычицей морей средневековья. В результате многотрудных размышлений новый понтифик предпочел стать Павлом II.

Манерами он обладал нежными, даже несколько женственными, пользовался румянами, бессчетно тратил флорины на драгоценности, тем не менее, Папа из него получился суровый и даже деспотичный. Все, кто осмеливался ему противоречить, оказывались в Замке Святого Ангела, закованными в кандалы.

Что за Павлом II записано хорошего? Ну, он со всей страстью собрал предметы искусства и финансировал реставрационные работы древних памятников. Например, благодаря его затратам были восстановлены Триумфальная арка Тита и Арка Септимия Севера.

папа финансировал восстановление арки септимия севера

А еще он со всем пылом души любил праздники и прочие развлечения. Но к этому мы еще вернемся, а пока….

Как Палаццо Барбо стало Венецией

 

Там, где древняя торговая дорога, обязанная своим именем цензору Гаю Фламинию, уходила за пределы крепостных стен Рима, с давних времен существовала небольшая площадь. В IV веке на ней была построена церковь: по преданию когда-то на этом месте стоял дом святого апостола и евангелиста Марка. К XV веку базилика Сан Марко почиталась одной из самых старых церквей Рима, служить в стенах которой было весьма престижно.

Юный Пьетро Барбо, сын богатых венецианских торговцев, правнук одного и племянник другого папы, решил избрать делом своей жизни церковную стезю. Надо сказать, что его карьера с самого начала складывалась фантастически удачно, продвижение по службе шло с замечательной быстротой. Не успел Пьетро оглянуться, как в 23 года стал кардиналом — сначала во Флоренции, а чуть позднее в базилике Сан Марко в Риме.

Кардинал Барбо поселился в одном из скромных домов, прилегающих к церкви, и начал возведение собственной резиденции, в которой базилика стала частью его дворца. И да, в процессе зодчества трудолюбивые итальянские руки варварски растаскивали на стройматериалы Форумы, Колизей и прочие античные памятники, уничтожая то, что пощадило время.

вид на палаццо венеция с витториано

Здание было выстроено в духе позднего средневековья — двухэтажное, с угловой зубчатой башней, конюшнями, множеством подсобных помещений и виридарием, то есть садом во внутреннем дворике, оформленном аркадами.

В палаццо Барбо постоянно что-то перестраивалось и улучшалось, пока оно не превратилась в великолепный дворец с ценными художественными произведениями, один из первых ренессансных дворцов в Риме.

аркады и виридарий палаццо барбо

В 1564 году здание было передано Венецианской республике в качестве резиденции ее посольства в Вечном городе. С тех пор оно стало называться Палаццо Венеция, а от него и площадь получила свое имя.

Затем здание Дворца стало собственностью Австрии, потом в нем жило посольство Австро-Венгрии. В 1916 году Палаццо вернулось в руки Италии. Спустя время к власти в стране пришел Бенито Муссолини, и площадь Венеции стала центром фашистского Рима, а в старинных залах бывшей папской резиденции разместился дуче со штаб-квартирой своей партии чернорубашечников…

Верховные понтифики  и  квартирный вопрос

 

Где живет папа римский? Ведь это не только территория, где он спит и ест, но также место, где понтифик выполняет свои функции главы Церкви, это имиджевое представительство суверенной власти папства.

Во тьме первого тысячелетия существования института папства местонахождение резиденции римского патриарха определяется только с шестого века. Тогда ею стала Латеранская базилика и оставалась ею до начала XIII века. Затем пришло время Иннокентия III, который построил резиденцию в Ватикане, создав тем самым альтернативу Латерану.

Тем не менее за весь тринадцатый век понтифики поменяли более чем 20 мест проживаний и множество резиденций. Они жили в Ананьи, Ассизи, Ферентино, Монтефиасконе, Орвието, Перудже, Риети, Сегни, Тиволи, Витербо… В начале XIV-го века папство не вполне добровольно переехало в Авиньон, и только в 1377 году римские папы вернулись в Рим, теперь уже навсегда.

Но к этому времени – после двух перенесенных пожаров – Латеранский дворец стал не пригоден для проживания, а тот, что был выстроен в Ватикане, за долгие годы пришел в упадок. Таким образом, еще в течение почти двух веков квартирный вопрос для наместников святого Петра оставался чрезвычайно неопределенным и решался каждым по своему усмотрению.

бывшее палаццо барбо

Так, после избрания Пьетро Барбо понтификом, он превратил свое любовно обустроенное кардинальское жилище в папскую резиденцию, каковой оно будет оставаться еще долго, а базилика Сан-Марко тогда же обзавелась Лоджией благословения.

Еще очень нескоро место жительства понтифика окончательно закрепится за Ватиканом, хотя там постоянно идет расширение и благоустройство всего дворцового комплекса. Но время летит, и вот уже избран папа Александр VI из рода Борджиа, который немедленно начал обживаться в роскошных апартаментах жилой части Ватикана, а потом пришло время щедрого мецената папы Юлия II, который привлек на службу Святого престола гениев. Но об этом в другой раз…

Смешались в кучу кони, люди

 

Тот отрезок Фламиниевой дороги, что проходил по городу мимо строящегося Палалаццо Пьетро Барбо, в средние века носил название Виа Лата. Из-за отсутствия надлежащего содержания и гидрогеологических особенностей местности к XV веку проезд утратил свойственный римским дорогам широкий и прямой вид.

Став папой, Павел II озаботился расширением и выпрямлением улицы около своей недавно возведенной резиденции, а потом перенес под окна дворца все городские увеселительные мероприятия, облагородив их личным присутствием.

Дело в том, что Великому Посту в Риме традиционно предшествовали веселые карнавальные празднования, различные игры и соревнования, а папа знал один проверенный временем секрет: если дать народу хлеба и зрелищ, то это поможет отвлечь римлян от ненужных мыслей. И в самом деле, все семь лет его понтификата прошли на редкость спокойно. Уроженец Венеции, он наслаждался шоу и от души развлекался, бросая в толпу золотые монеты с балкона Палаццо.

Тогда же появилось новые забавы – бега и скачки. Кстати, скачки лошадей берберийской породы «corsa dei Barberi» дали новое название улице. Виа Лата быстро превратилась в Виа дель Корсо. Конные состязания без всадников стали гвоздем программы развлечений: лошади, заранее разгоряченные и разозленные, мчались по прямой к площади Венеция. Летели, как ветер, посреди гиканья, свиста и зрительской толчеи. И не дай бог было оказаться на их пути!

скачки лошадей берберийской породы

Беда случилась в 1874 году. Тогда был насмерть растоптан мальчик, внезапно выбежавший на улицу. После эксцесса король Виктор Эммануил II запретил это развлечение.

Конечно, были и более безопасные соревнования, например, групповые забеги. Однако, на современный взгляд, и это были несколько странные увеселения. Так, в один день по будущей Виа дель Корсо стартовали команды евреев, которые должны были бежать нагишом, а накануне непременно плотно поужинать. В другой — боролись за первенство молодые христиане. В последующие дни мчались наперегонки ослы, бежали веселые коллективы проституток, соревновались отряды стариков, группы детей, участвовали в бегах сборные калек…

Причем состязания шли не абы как, а проводились в точном соответствии с буллой предусмотрительного и заботливого папы Павла II. Римский плебс веселился от души…

виа дель корсо сегодня

Где переплелись воедино вечность и современность

 

От римской площади, на которой высится могучий Витториано, также известный как Алтарь Отечества, отходит несколько улиц. Одна из них длинная и прямая Виа дель Корсо славится своими престижными магазинами и любопытным прошлым. Но от Пьяцца Венеция идут еще две другие интересные улицы, которые совсем недавно выглядели иначе.

Ни одно другое место в городе не подвергалось таким масштабным операциям по сносу застроек, как площадь Венеции. После создания грандиозного монумента в честь объединения страны, наступило время Бенито Муссолини заняться ее реконструкцией. Узкие петляющие улицы, сколь бы они ни были живописны и великолепны, дуче не вдохновляли. Ему нравились широкие проспекты. И он решительно прорубал их через средневековые кварталы.

Прямая и величественная магистраль, которая теперь носит имя Виа дей Фори Империали, прошла сквозь античную часть города – от Колизея до Палаццо Венеция. С балкона которого – под восторженный рев толпы! – так любил выступать диктатор.

с балкона палаццо венеция выступает диктатор

При этом были безжалостно уничтожены стоящие на пути церкви, монастыри, жилые кварталы, многие известные здания. Дорога стрелой прошла по пространству императорских форумов – по одной стороне видны руины форумов Августа, Нервы и Траяна, по другой – жалкие остатки от форума Цезаря.

фори империали прошла по пространству императорских форумов

Зато по ее тридцатиметровой ширине оказалось удобно маршировать колоннам чернорубашечников и устраивать эффектные факельные шествия, да и в наше время по Фори Империали проходят военные парады в честь дня основания Итальянской Республики.

Несомненно, археология от подобного варварства Муссолини понесла невосполнимую потерю, но до чего же хороша на фоне величественных развалин шикарная Via dei Fori Imperiali. Вау-эффект для любого туриста!

фори империали на фоне величественных развалин

Еще одна широкая улица проходит от Пьяцца Венеция до Большого цирка, открывая взгляду памятники имперского Рима и развалины театра Марцелла времен Юлия Цезаря. Собственно они и дали современное название проспекту — Виа ди Театр Марчелло, а в 20-х годах прошлого века она называлась Виа дель Маре.

Это была обычная римская улица, густо населенная и плотно застроенная. Ее облик тоже изменился в результате реализации градостроительных проектов Муссолини, ибо дуче заботили проблемы величия Рима, но у него в значительной мере отсутствовал пиетет по отношению к античным древностям.

современный проспект виа ди театр марчелло

Гвельфы против гибеллинов на Пьяцца Венеция

 

Если стоять на площади Венеции лицом к монументальному памятнику королю, то видно, что застройка площади имеет симметричный характер: от мемориала Витториано – словно два грандиозных крыла по бокам – ее охватывают два огромных палаццо.

симметричная застройка площадь венеции рим

Одно из них – уже знакомый нам бывший папский дворец и любимая резиденция Бенито Муссолини, в котором сейчас размещается музей средневекового и ренессансного искусства.

Зеркальным отражением дворца Венеции служит здание, построенное по проекту архитектора Джузеппе Саккони. Палаццо делле Ассикуразиони Дженерали заменило собой два других, которые были снесены вместе с целым кварталом, чтобы освободить место на площади.

палаццо делле ассикуразиони дженерали зеркально отражает дворец венеции

На стене, обращенной к Алтарю Отечества, красуется мемориальная доска, напоминающая, что прежде здесь стоял дом гениального Микеланджело Буонарроти, в котором он жил и где завершился его земной путь.

Внимательный человек обратит внимание на зубцы стен здания. На одной стороне площади — верхние стенные выступы прямые, а на противоположной — детали в форме ласточкина хвоста, как на родной кремлевской стене. И дело тут не в прихоти архитектора, все было гораздо серьезнее. Так вышло, что в XIII веке разразился конфликт между Церковью и императором Священной Римской империи.

Причина их разногласий сейчас нам не важна, но разборки затронули все население итальянских городов. Те, кто поддерживал Папу, назывались гвельфами, их противниками были гибеллины. Усобицы между ними были кровопролитны и жестоки. Отличительными признаками группировок стали зубцы на стенах замков.

Естественно, что лояльный папскому престолу кардинал Пьетро Барбо сделал на своем палаццо зубцы квадратными, как и полагается истинному гвельфу.

И еще один исторический балкон

 

Есть на площади Венеции балконы, которые рассказывают истории о событиях государственного масштаба, а есть такие, что повествуют о частных драмах отдельных людей….

На углу улицы Виа дель Корсо стоит еще один архитектурный памятник, представляющий определенный исторический интерес. Палаццо, которое пополнило ансамбль площади в XVII веке, было построено для маркизов Д’Асте. А в 1818 году это здание за 27 000 золотых пиастров перешло в собственность Марии Летиции Рамолино — матери Наполеона Бонапарта.

Мадам Летиция проведет в нем свои последние годы, почему дом станет называться Палаццо Бонапарт.

балкон палаццо бонапарт

Пьяцца Венеция стала свидетелем печального заката жизни худенькой женщины в черном. Мать Наполеона так и не сняла траур, надетый в день смерти ее великого сына. А с этого полностью закрытого углового балкона она отрешенно наблюдала за городской жизнью.

Впечатляет

 

Что еще можно добавить? Рим есть Рим, а Пьяцца Венеции одна из его главных площадей. Место, наполненное Историей и историями. Один из символов Рима, который, безусловно, стоит увидеть. Покидая ее в сумерках, мы бросаем прощальный взгляд на внушительный монумент Витториано. Если в солнечный день каменный колосс сияет собственным светом белого мрамора, то ночью он приобретает волшебный вид благодаря виртуозному освещению. Нам пора. А завтра другие туристические достопримечательности ждут нас.

виртуозное освещение витториано ночью

Поделитесь с друзьями этой статьей в: 
Интересная статья?  Подпишитесь на обновления блога и получите еще больше информации по  RSS,  Email