Вторая половина XV века. Эпоха Открытий — время средневековых океанских путешествий… Из Лиссабона под флагом с алым крестом на белом поле на поиски нового мира отправляются каравеллы. Быстрые и маневренные, парусные суда с романтичным названием будто созданы для походов в неизвестных водах. На них — искусные моряки, храбрые исследователи. Двое из капитанов — сначала Диего Кан, а через несколько лет Бартоломеу Диаш ди Новаиш окажутся у берегов современной Намибии.
Мореплаватели действительно были храбры и отважны, раз плыли в пояс тропиков, туда, где по всеобщему представлению море у берегов кипело от жара, а суша была сплошной раскаленной пустыней. Оказалось, что океан здесь не кипит, но побережье и в самом деле пустыня, неприветливая и безлюдная. И португальцы ушли. Но они ошиблись — люди здесь были. И хотя не океанские воды, но вот уже тысячелетия как бурлила событиями и кипела полнокровная жизнь населявших юг Африки многочисленных племен.
Современную Намибию населяют многие народы — бушмены, дамара, гереро, химба, овамбо и прочие…
Колоритные племена Намибии
Туристы едут в Намибию посмотреть ее животный мир, которым она заслуженно славится. Но не менее интересно познакомиться с племенами ее населяющими. Их в стране — много, причем самых разных, они непохожи ни друг на друга, ни на другие племена Африки.
Наш мир неудержимо меняется, а его перемены затрагивают даже малые народы, стремительно меняя образ их жизни. Вовсю наступает глобализация, как следствие сближаются культуры разных стран.
Сейчас можно увидеть мобильники в руках жителей самых отдаленных деревень. Мы видели телефоны и мотоциклы в глухих местах Таиланда, например, в деревне длинношеих женщин, еще сохраняющих свои аутентичные традиции. Большинство народов, как, например, те же балийцы, уже забыли то время, когда их предки, подобно Адаму и Еве в Эдемском Саду, абсолютно не стеснялись своей наготы.
Но в Намибии еще есть такие племена, что живя в XXI веке, они одной ногой остались в неолите. В их жизни сохранился первобытный уклад. Но сколько такое еще может продлиться? Несомненно — грядут перемены. Но пока такое еще возможно, давайте отправимся в гости к тем намибийским народам, что заблудились во времени. Итак, приступим по порядку…
Национальный состав населения Намибии
Все — черное, белое, желтое — население страны, занимающей площадь — 824,3 тысячи квадратных километров, на 2013 год составило 2 358 163 человека. Жители Намибии подразделяются на этнические группы, относительные размеры которых таковы:
1 | Овамбо | 49,80% | языковая семья народов банту |
2 | Каванго | 9,30% | языковая семья народов банту |
3 | Гереро | 7,50% | языковая семья народов банту |
4 | Дамара | 7,50% | языковая семья койсанских народов |
5 | Белые | 6,40% | потомки голландских, английских, португальских, французских и немецких колонистов |
6 | Нама | 4,80% | языковая семья койсанских народов |
7 | Цветные | 4,10% | народы смешанной расы (метисы) |
8 | Капривийцы | 3,70% | языковая семья народов банту |
9 | Сан | 2,90% | языковая семья койсанских народов |
10 | Бастеры Рехобота | 2,50% | община, сосредоточенная возле города Рехобот (метисы — потомки голландских поселенцев и готтентотов нама и дамара) |
11 | Тсвана | 0,60% | языковая семья народов банту |
12 | Остальные | 0,90% |
Первые и последующие жители Намибии
Первыми на территории южной Африки поселились низкорослые и желтокожие бушмены — охотники и собиратели. По некоторым оценкам это случилось около десяти тысяч лет назад.
Пока бушменский народ был здесь единственным и полновластным обитателем, он время даром не терял: были сделаны наскальные рисунки и гравюры. Образцов наскальной живописи людей с такой длинной историей сохранилось много – на горах и холмах по всей Намибии. Наиболее известна живопись горы Брандберг и богатая сокровищница наскальных гравированных рисунков в Твифелфонтейн.
Чуть позже к бушменам присоединились пришедшие из Центральной Африки родственные им готтентотские народы кочевников-скотоводов нама и дамара. В распоряжении тогда совсем немногочисленных жителей были просторы всей Намибии и еще почти половины континента, по которым они вольно и невозбранно перемещались.
Великое и драматичное переселение племен в Африке началось примерно тысячу лет назад, но в Намибию чернокожие и высокорослые банту пришли гораздо позднее — примерно в XV веке. Начался сложный, полный потрясений, процесс их взаимодействия с туземным населением.
Как складывались взаимоотношения народов Намибии
Пришельцы — племена овамбо, гереро, каванго, тсвана и другие — в первую очередь скотоводы, но и земледельцы — они знали мотыжное земледелие. Единственные из банту, кто ограничивался исключительно скотоводством, были гереро. Вместе с гереро пришел народ химба. На пару они обосновались в Каоколенде и прожили там две сотни лет, после чего гереро со своим разросшимся поголовьем скота двинулись в поисках новых пастбищ дальше на юг, а родственные им химба остались.
Новенькие, стоявшие на более высоком уровне развития, а, главное, имевшие железное оружие, начинают обустраиваться согласно своим предпочтениям и усиленно теснить бушменов с лучших земель в самые бесплодные районы.
Изгнание идет рука об руку с прямым уничтожением охотничьих племен. Дело в том, что бушмены не знали такого понятия, как собственность. Для них все, что встречается на их территории — растения, животные, черепахи, антилопы, милые сердцу бантуязычных скотоводов коровы и козы, все это — принадлежит всем.
А раз для них не было никакой разницы между животным домашним и диким, то их трофеем могло стать любое из них в любое время, причем количество добычи тоже определялось самими охотниками. Подобная философия категорически не нравилась владельцам скота и они жестко давали бушменам это понять. Но все эти столкновения, стоившие жизни многим сан, потом покажутся цветочками. Когда придут белые, подобное кредо будет оплачено гибелью многих тысяч их соплеменников.
Сейчас жалкие остатки некогда многочисленного древнего народа живут в самых суровых областях Калахари. А племена банту широко расселись по территории страны — на севере живут овамбо, сочетающие скотоводство и земледелием, в центре — потомственные скотоводы гереро…
В XVIII веке терки между племенами разгорелись особенно сильно: овамбо потеснили на юг гереро и готтентотов, потом нама подчинили себе дамара и гереро. В общем, скучно не было. Когда на эти засушливые земли подоспели европейцы, календарь показывал год 1878. Ну, колонизаторы — они и есть колонизаторы. Тут досталось всем местным.
Новые крутые виражи истории народов Намибии
Очень круто обошлись с гордыми и воинственными гереро. Богатое и мощное племя скотоводов, стало быстро лишаться своих пастбищ. Немецкие колонисты имели право приобретать земли у местных племен, но предпочитали их отбирать. Неприкрытый грабеж сопровождался жестокими притеснениями.
Нагрянувшие засухи вызвали эпидемии среди скота гереро и люди массово пошли батрачить на немецких фермах, где хозяева подвергали их частым физическим наказаниям. В кайзеровские времена немцы славились своей суровой нравственностью, однако в отношении женщин-гереро они позволяли себе поступки, абсолютно не достойные цивилизованных людей… Дружбе народов это ни в коей мере не способствовало.
Терпели долго, но в январе 1904 года нарыв прорвался. Гереро, возглавляемые фигурой неоднозначного Самуэля Махареро, отважились на восстание. Сейчас этот вождь наравне с одним из ведущих командиров — Хосе Кутако, почитается в качестве национального героя.
Британцы не зевали и усиленно подзуживали Махареро и его соплеменников против немцев. Но правда и то, что это была не стереотипная война, когда вооруженным до зубов европейцам противостоят дикари с копьями и стрелами. Повстанцы имели помощь от английских инструкторов, в достатке винтовки, только вот плоховато стреляли.
Против гереро со всей мощью выступила карательная экспедиция кайзера. Известно, что еще со времен франко-прусской войны, кайзер культивировал в своей армии жестокость. У него получилось… Три четверти племени были уничтожены. Сейчас содеянное немцами неприкрыто называют актом геноцида.
Восстание нама в этом же 1904 году было подавлено с не меньшей жестокостью: немецкие военные убили почти половину этого племени. Оставшиеся в живых были переселены в систему специальных резерватов и были принуждены работать на шахтах и на фермах белых хозяев.
Но особенно туго с приходом белых пришлось бушменам. Их убивали буры, англичане, немцы. За одну корову, ставшую добычей охотничьего племени, белые фермеры бестрепетно брали 30 жизней бушменов. На них устраивали облавы, травили собаками, жгли в кустарниках, сыпали яд в драгоценные, такие редкие в пустыне, колодцы. Их осталось несколько тысяч человек.
Из множества этносов в многонациональное общество
Границы, определяющие современную Намибии, по большому счету были творениями искусственным, поэтому не удивительно, что у племен, населяющих страну, не было ощущения общности, чувства идентичности. Однако общенациональные настроения появились, чему сильно поспособствовал колониальный режим всеобщего угнетения.
Никуда не денешься, до сих пор еще существуют значительные культурные различия между народами Намибии. У каждой группы — собственное богатое наследие и традиции. Этническая принадлежность по-прежнему является большой силой в обществе, но в целом страна делает акцент на национальное единство.
И большинство людей — начиная от черных гереро и желтокожих нама до белых потомков европейских иммигрантов — предпочитают думать о себе именно как о намибийцах, членах многонационального общества…
Поговорим о расах
Ученые-антропологи считают, что сейчас на планете существуют следующие расы:
- Европеоидная.
- Экваториальная, которая состоит из двух ветвей — африканской (негроиды) и океанийской (австралийцы, папуасы, меланезийцы).
- Монголоидная, в ней как особая ветвь выделяются индейцы.
Начиная с тех, самых первых, что приплыли сюда в пятнадцатом веке, Африка поражала своих исследователей. Ну разве не удивителен тот факт, что Черный континент вместил в себя все расы, за единственным исключением австралийцев?
У каждого человека, несмотря на его генетическую уникальность, в области так называемых микросателлитных маркеров ДНК содержится информация о его расовой принадлежности. Установлено, что все расы генетически различаются. Было время, когда существовало представление о том, что вследствие этого они биологически неравноценны.
Но генетика как наука это опровергает. Установлено:
- Во-первых, само человечество исходит из единого генетического «гнезда».
- Во-вторых, в масштабах эволюции люди существуют на Земле еще весьма малое время.
- И, в третьих хотя различия между расами объективно существуют, но они возникли исключительно в процессе эволюции и не являются чем-то неизменным.
Плюс еще одна раса?
Ряд ученых-антропологов пребывает в глубоком убеждении, что к существующему в научном мире разделению на расы следует добавить еще одну — отдельную человеческую расу, которую они называют койсанской или капоидной. Немного о том, что это за раса такая.
Строго говоря, бушмены — не являются единым народом. Это название объединяет много разных групп — кунг, маконг, кхомани и другие, они говорят на разных языках и зачастую с трудом понимают друг друга, вынужденно переходя на язык жестов. Нет понимания — нет ощущения единства, следовательно нет единого самоназвания. Бушменами же их назвали европейские колонизаторы. В наше время вместо него чаще используется название сан, считающееся более политкорректным.
Аналогично, название готтентоты тоже стало считаться оскорбительным в ЮАР и Намибии, поэтому сейчас тут в ходу термин кой-коин, лишенный отрицательной окраски.
Готтентоты и бушмены принадлежат к одному народу. Его название — койсанский. Это слово образовано от названий ее представителей — слов «сан» и «кой-коин». Вот они-то и являются кандидатами на звание новой расы, поскольку обладают особой «расовой» генетической характеристикой. Более того, есть факты, которые позволяют предполагать, что все существующее разнообразие рода человеческого суть производные этого антропологического типа.
Немного об особенностях койсанской расы
Койсанская (капоидная) раса обладает рядом присущих ей особенностей:
- Во-первых, в области антропологии.
У людей капоидной расы более светлая кожа: светло-коричневая. Слегка желтоватая у бушменов, а у готтентотов с медным отливом. Темные глаза, тонкие губы, нос плоский, черты монголоидные. Хрупкое телосложение и небольшой рост — до 150 сантиметров. Короткие волосы на голове туго закручены в виде шариков — как горошины черного перца. - Во-вторых, в языковом отношении.
Вы знаете, что такое койсанский язык? Вообще-то говорить надо во множественном числе — койсанских языков добрый десяток, и они сильно отличаются друг от друга: примерно, как английский от русского.
Послушаешь — это нечто! Словно говорят инопланетяне. Помните те звуки, что произносят малыши, отвечая на вопрос: «Как скачет лошадка?» Таких щелкающих и цокающих звуков, что проскакивают в речи между самыми обычными, существует множество.
Для подобных — фонем — «птичьих» звуков речи на письме нет обозначений в европейских языках, поэтому приходится использовать крестики, черточки, восклицательные знаки. Возможно, у них по-другому устроена глотка, ведь неспроста они говорят на вдохе, а не так, как мы — на выдохе.
Ой, Вань, гляди, какие карлики…
Вы любите цирк? Кто не любит: веселые клоуны, ловкие атлеты, дрессированные звери… В 1810 году в бастионе английской аристократии — Лондоне мужчины и женщины таращили глаза не на фокусы и сальто-мортале, а на марширующих перед ними представителей рода человеческого, имевших несчастье появиться на белый свет с какой-либо природной деформацией. Все — члены парламента, литераторы, обыкновенные господа — с удовольствием встречают все новые человеческие курьезы всех мастей.
Еще недавно они не сводили глаз со всяких «Сиамских близнецов», «Живых скелетов», «19-дюймовых сицилийских фей». Но сегодня их забавляет своими непропорционально огромными ягодицами Готтентотская Венера – 20-летняя молодая женщина из Южной Африки, происходящая из племени готтентотов…
Говоря об антропологических особенностях бушменов и готтентотов, отличающих их от прочего населения планеты, я не упомянула еще об одном, но весьма характерном признаке. Он особенно сильно проявляется у женщин этих народов, у мужчин встречается в несравненно меньшей степени. Речь идет о том, что у них генетически обусловлено отложение жира — излишнего — в области ягодиц. Наука называет это явление стеатопигией. Гипертрофия в этом месте может достигать двух метров в обхвате.
Трагическая история готтентотской Венеры
Готтентотская Венера носила имя Саарти Бартман. Ребенком она лишилась родителей, погибших от рук бурских коммандос. Это слово, обозначающее спецназовцев, вошло в широкий оборот в Великобритании в сороковых годах прошлого века, но впервые появилось именно в Южной Африке, среди буров, организованных в отряды «коммандо» для карательных экспедиций на бушменов.
Маленькая рабыня попала в семью богатых бурских фермеров, где при доме жила черная обслуга. Девочка была способная, с прекрасной памятью, она быстро выучила голландский язык и свободно на нем говорила, ловко выполняла работу горничной. Но на свою беду она имела то самое, характерное строение тела. Однажды к хозяевам в гости заехал некто Вильям Данлоп, британский военный врач. Он был первый, кто по-особому взглянул на фигуру Саарти.
Не знаю, кто он был — скорее всего, прожженный негодяй, захотевший сделать деньги на нестандартной внешности девушки. Красноречиво и убедительно рисовал он перед доверчивой простушкой соблазнительные картины жизни в метрополии, живописал открывающиеся возможности для образования, говорил о перспективах хороших заработков…
В Лондоне Саарти Бартман раздели и вывели на сцену. В облегающем трико с целым арсеналом африканских бус и страусовых перьев, она зарабатывала немалые суммы своим меняющимся хозяевам, но не себе. Иногда ее демонстрировали, посадив в клетку, словно дикого зверя или водили на поводке.
Всего пять лет прожила она в цивилизованной Европе, за это время неглупая, достойная и трудолюбивая девушка была низведена до самого горестного состояния. Все понимая, она изображала из себя дикарку, при этом любой мог ее бесцеремонно потрогать, ей постоянно приходилось терпеть унижения, слушать дурацкие каламбуры и оскорбительные высказывания, иногда даже испытывать элементарный голод. Она принуждена была заниматься проституцией, и, заглушая душевную боль и потрясения, пристрастилась к спиртному.
После смерти христианку Саарти Бартман даже не похоронили, как полагается по обряду, ее тело препарировали и выставили на всеобщее обозрение в парижском Музее человека. В 1994 году президент ЮАР Нельсон Мандела обратился к Франции с просьбой вернуть на родину останки африканки Саарти. Французское правительство в 2002 году выполнило эту просьбу.
О жизни многострадальной Саарти Бартман есть художественный фильм — «Черная Венера», кого заинтересовала ее судьба — посмотрите, если не видели.
Красавица или чудовище?
Аномальные объемы Саарти вызывали откровенные насмешки, сколько было нарисовано по этому поводу карикатур! Но вот что интересно: стеатопигию имеют фигурки доисторических женщин, найденные археологами. Ожирение было эталоном красоты каменного века? Символом плодородия?
Забавно, но в более позднее время, в эпоху турнюров, женские наряды практически копировали подобное сложение. В ход шли различные приспособления — от пухлых подушечек до складывающихся каркасов, задачей которых было увеличить то, что находится на спине пониже талии.
А вот современность. Перед нами взрывная обложка журнала с сексапильной американкой Ким Кардашян — вид сбоку. Смотрите, просто поразительное сходство между стоящей в профиль моделью Кардашян и обнаженной Саарти Бартман, жившей два столетия назад. Значит, женщины со столь пышными бедрами и сейчас тоже нравятся?
Этническая группа дамара
Что касается этнической группы дамара, обитающей на севере центральной Намибии в Дамараланде, тут все непросто. Их происхождение загадочно. Одно несомненно — это одна из старейших культурных групп в стране. Хотя они и говорят на койсанских языках, но заметно отличаются как от бушменов, так и от готтентотов-нама. Например, присущей им негроидной внешностью. Однако и у них присутствуют особые гены гаплогруппы A, свойственные исключительно койсанским народам.
Сегодня в Намибии живет около 117 тысяч дамара. Многие из них заняты на фермах и на шахтах, работают учителями, священнослужителями и чиновниками. Два премьер-министра и один спикер Национального собрания, прославленные как самые красноречивые намибийские политики, по происхождению были дамара.
…Не успели мы выехать с территории парка Твифелфонтейна, как увидели аборигена в набедренной повязке и с копьем. Конечно, останавливаемся — интересно же!
Оказывается, тут проживает племя дамара. Желающих посмотреть, сфотографировать, пообщаться — сердечно приглашают в деревню. Всего за 150 намибийских долларов с носа! Деревня, правда, ненастоящая. В ту, где они действительно живут, гостей из туристической братии не водят.
Но все-таки хоть и ненастоящая, но и не потемкинская, а деревня-музей. Ее позиционируют как единственную в своем роде, какой не существует более нигде ни в Намибии, ни в целом мире. Только здесь! Только здесь дается возможность погрузиться в традиционную культуру дамара! Ну, тогда точно идем!
Живой музей племени дамара
Живой музей призван выполнять три задачи:
- Сохранять, приближать и передавать традиционную культуру.
- Являться источником дохода.
- Создавать возможность межкультурного диалога и воспитывать толерантности к разным культурам.
В гостях у намибийского племени дамара
Деревня — хижины из хвороста, обмазанные смесью навоза и глины. Обитатели щеголяют в набедренных повязках из шкур, дамы — топлесс… Вроде бы именно так дамара и жили. Рано утром ее псевдообитатели — кто они? Сотрудники? Артисты? — приходят сюда в современной одежде, разоблачаются и проживают очередной день в эпохе неолита.
Огонь вот добывают с помощью какой-то палочки. Все честно — при нас задымилось и вспыхнуло пламя, значит, его добыли.
Саня поучаствовал в одной из операций технологического процесса выделки меховой шкуры. Это непростое дело — одно из древнейших занятий людей. Словоохотливый маэстро кожевенного дела, обучая нового ученика азам своего мастерства, учил видеть горизонты профессии — итоговый продукт, превращенный умелыми руками в суперматериал, пойдет на изготовление очередного экземпляра национального набедренного костюма от дамарских кутюр.
Саня обратил внимание, что в живом музее шкуры скребут отнюдь не простецким камешком — скребок натурально металлический. Оказалось, что это в соответствии с историческими реалиями: хотя ткачества племя не знало, но металлы плавить издавна умело.
Вдоволь наслушались, как аборигены-дамара языками щелкают во время разговора — это нечто! Но с нами они говорили по-английски.
Нам показали целебные растения, которые растут в саванне. Рассказали, как их собирают, от каких болезней ими пользуют — ничего не утаили. Хотите — ароматные травки можно даже попробовать. И вы знаете — смотреть и слушать было интересно! Заметно, что не порвалась связь дамарских времен.
Замечательно: весь народ занимается каждый своим делом, но и отдыхать умеют. Вон двое парней развлекаются, азартно играя в камушки и ямки по какому-то неведомому дамарскому алгоритму.
Дамара — красивые люди: темно-коричневая кожа, хорошая осанка, приятные лица, жизнерадостные улыбки. А уж как поют и танцуют! С душой, а не по долгу службы для развлечения туристов. Такому танцу нельзя научиться ни в какой танцевальной студии, каждое движение не исполняется, а рождается, здесь и сейчас. Это природный дар своим детям от жаркой Африки.
Однажды похожим образом — с песнями-плясками — нас встречали на озере Инле в Бирме. Хотя нам такое было тогда еще в новинку, и мы завороженно смотрели, но каплей дегтя ощущался некий напряг среди исполнителей. А тут — все делалось так вкусно, с таким удовольствием! Молодцы! Не жалко тех кровных мани, что пошли в доход сообщества племени дамара. Они нашли способ превратить прошлое в будущее и жить достойно. В следующий раз поближе знакомимся с наиболее известным среди жителей Намибии народом бушменов.
В тему:
- По соляной дороге вдоль рокового Берега Скелетов к тысячам морских котиков
- Невероятные бушмены — народ властителей и пленников пустыни
- Насыщенный день в лагере Намутони – гепард, львы, полосатые мангусты и сотни их фото
- Чем поразит долина Твифелфонтейн – танцующие куду, блуждающие слоны, каменные стволы деревьев
- В гости к антиподам — на отдых в Намибию
Комментарии к статье
Интересная статья. Я всегда знал, что Кардошьян откуда-то оттуда.
Дарья, как интересно! И как, все же печально, все идет к тому, что уникальность этносов постепенно затирается. Я слежу за этнографической экспедицией "Настоящие люди". Она проходит у нас в России, но порой кажется – это другая планета. А ведь все происходит прямо сейчас, в наши дни, ибо экспедиция все еще продолжается. Вы совершили настоящее путешествие на машине времени!
Оставить комментарий