Утро прошло плодотворно. Затарились шампунем, бельевой веревкой, прищепками, колбасками для жарки, овощами, вином… Сразу же после налета на магаз выехали из Свакопмунда. Дорога, по которой мы сейчас буквально летим на север, направляясь к заповеднику на мысе Кейп-Кросс, в некотором роде уникальна. Это так называемая намибийская соляная дорога.
В конце сороковых годов прошлого века появилась настоятельная необходимость проложить грунтовую дорогу от соляных участков, находящихся к северу от Свакопмунда, до Уолфиш-Бей. Несколько труднопроходимых песчаных участков никак не поддавались дорожникам. Их нужно было усилить каким-нибудь твердым покрытием.
Между тем под рукой автодорожной службы оказалось вдоволь отходов соледобычи. Попробовали пустить в дело смесь глины и соли. Ею замостили полотно дороги. Туманы, которыми славится океанское побережье в этих местах, регулярно увлажняли покрытие, груженые машины постоянно его уплотняли — дорога получилась замечательно ровной, нисколько не хуже асфальтовой.
Технологию дорожного покрытия, по большому счету найденную случайно, стали совершенствовать — тоже с помощью малонаучного метода проб и ошибок. Со временем ее стандартизировали и создали под нее специальную дорожную технику. Однако такого рода дороги существуют по-прежнему только рядом с Атлантическим побережьем внутри пояса туманов. Их общая протяженность сейчас равняется 288 км.
Соленый дар земли
Как вы думаете, друзья, обычная поваренная соль и соль морская — разные вещества? Разные? Тогда какая из них полезнее? Морская? Потому что в ней, кроме прочего, содержится йод? Сейчас мы раз и навсегда разберемся с этими вопросами.
Начнем с того, откуда соль получают. Обычную — добывают в шахтах под землей, а морскую — выпаривают из воды морей и океанов. Но дело в том, что лежащий под землей на той или иной глубине NaCl, образовался вследствие высыхания сотен миллионов лет назад древних морей.
Эта соль из-под земли не идеальна — содержит древний ил, разные примеси. Так что ее непременно очищают, прежде чем отправить в наши магазины.
Современные моря и океаны содержат в себе абсолютно тот же самый, только растворенный NaCl. Кроме него — соединения кальция и магния, кстати, именно они придают морской воде горечь, а также еще 75 самых разных химических элементов.
Если где-нибудь на побережье залить морскую воду в неглубокие запруды, то со временем, солнце и ветер выпарят воду, а в осадке останется соль. И эта соль тоже будет не безупречна: В ней окажутся примеси глины, каких-нибудь местных элементов, морских водорослей.
Впрочем, это может оказаться не так уж и плохо: некоторые соли с примесями имеют экзотический цвет и пикантный вкус, так что они имеют своих поклонников среди кулинаров и едоков. Существуют даже специализированные магазины морской соли, где знатокам и ценителям предлагают на выбор из Индии – соль черную, из Кореи — розовато-серую, или красную — с Гавайских островов.
Стоп! Но почему же мы говорим об осадке после выпаривания только как о хлориде натрия? Куда подевались остальные многочисленные элементы из морской водички?
Друзья, дело в том, что при выпаривании — важный момент! — происходит кристаллизация соли. Оказывается, этот естественный процесс является эффективной природной очисткой получаемого продукта от прочих минеральных веществ.
Испарение морской воды солнцем позволяет получить продукт, на 99% состоящий из чистой соли, оставшийся процент — это соединения кальция и магния, а все остальное бесследно исчезает. Йод в том числе! Промышленно извлекать какие-либо другие элементы из морей и океанов человечество пока не умеет. Запатентованные способы получения, например, брома и йода, не столь просты.
Вы спросите, зачем же тогда нужны шахты — когда вон как хорошо ее выпаривать солнышком. Способ этот, конечно, хороший. Только очень уж долгий. Соль до готовности проходит пятилетний цикл обработки в разных отстойниках.
Вкус намибийской соли
Намибийское побережье просто идеально подходит для выпаривания соли из морской воды – жарко и сухие ветры. Ежегодно тут обрабатывается тридцать миллионов тонн морской воды и производится около 750 тысяч тонн высококачественной соли.
Но на мировом соляном рынке Намибия со своим производством является относительно небольшим игроком: на ее долю приходится примерно 0,33% от общего производства. Тогда как глобальное производство соли во всем мире превышает 210 млн тонн в год.
Любопытно, что из горы натрия хлор, высоты поистине поднебесной, только 6% будет съедено людьми из обеденных солонок. Остальная продукция предназначается для использования в химической, текстильной, кожевенной, фармацевтической промышленности.
К юго-западу от лагуны Уолфиш-Бей 3500 га занимает комплекс соляного промысла Салт-Воркс, который в настоящее время поставляет более 90% соли в Южной Африке. Еще один находится около Свакопмунда.
Мелкие пруды, вернее, большие пространства, заполнены водой, предназначенной для выпаривания. Они, в то же время являются местом для обитания разнообразных птиц начиная от наших куликов, зимующих здесь, до пеликанов и удивительных бело-розовых фламинго.
С другой стороны, эти запруды, в которых вода поменяла свой привычный цвет на фантастическую окраску — желтую, оранжевую, розовую, красную — выглядят очень эффектно. На сухих участках земли поблескивают кристаллики соли. Представляете, как это волшебно выглядит с воздуха, да еще если смотреть в закатных лучах…
А на вкус намибийская соль — мы пробовали — самая обыкновенная, соленая.
Маленький карамболь в пустыне
Как оказалось, намибийские рабочие, занятые на соляном производстве, весьма предприимчивы. У обочины соляной дороги они ставят импровизированные столики — из жестяных бочек, кусков железа и деревянных досок. На них аккуратно выкладывают комочки каменной соли из той, что в изобилии валяется по окрестностям и ставят баночку для денег.
Иногда среди кристаллов попадаются весьма примечательные и причудливые образования. Очарования им добавляют вариации в цвете. Товар, предназначенный для туристов, лежит без всякого присмотра. Что-то понравилось — можно взять и взамен положить денежку. А в конце дня халявную выручку забирают обладатели креативного мышления.
Берег одиночества
Севернее Свакопмунда находится одно из трагических и мистических мест Намибии — Берег Скелетов. Корабли, потерпевшие крушение, веками лежат в песках пустыни, а вокруг витают призраки погибших в этом диком и суровом крае от жажды и зноя… То, что мореплаватели зовут Берегом Скелетов, на языке намибийского племени гереро называется «берегом одиночества» — Каоковельд.
Это часть пространства безводной пустыни Намиб. Примерно восемьсот километров вдоль побережья Атлантики — от Анголы до Китовой бухты включительно. И двести — территория вглубь материка. Здесь есть все — песчаные дюны, каменистые россыпи, солончаковые равнины в пастельных тонах, каньоны и горы, но нет людей — Каоковельд почти необитаем.
Соляная дорога, ведущая к пляжу морских котиков, идет вдоль легендарного берега Скелетов. И эти берега очень богаты полезными ископаемыми, но их главное богатство — обилие в здешних водах планктона и рыбы.
Сегодня Берег Скелетов состоит из национального парка Дороб в южной части берега и частных владений Skeleton Coast Wildernes в его северной части. В национальный парк Намибии может попасть каждый за доступную сумму, а посещение территорий северной части для российских туристов, пожалуй, не по карману.
На чем основана дурная слава Берега Скелетов
С воздуха это место выглядит исключительно привлекательным: глубокое зеленое море, игристые волны прибоя аквамаринового цвета с пенными гребнями набегают на сушу, покрытую бескрайними дюнами… А вот от земли это выглядит куда менее приятно. Вот одна — из множества — история со счастливым концом.
29 ноября 1942 год. Три недели назад из Ливерпуля вышел английский лайнер «Dunedin Star». Он благополучно пересек более 5000 миль Атлантического океана — половину пути до Ближнего Востока. Впереди промежуточная остановка в Кейптауне. На судне груз — боеприпасы и некие важные принадлежности для британской армии, на нем 85 членов экипажа и 21 пассажир.
По акватории Мирового океана в это время неутомимо рыщут немецкие подводные лодки и рейдеры. Часты их нападения на суда антигитлеровской коалиции. «Звезда Данидина», опасаясь атаки, жмется как можно ближе к берегу. Но случается другая беда: ночью, где-то посредине между Анголой и городком Уолфиш-Бей, она натыкается на недавно поднявшиеся скалы — рисунок мелей и рифов вдоль побережья часто и произвольно меняется.
Положение у корабля — катастрофическое. Он быстро набирает воду — насосы в машинном отделении не в состоянии справиться. До берега — пятьсот метров. Капитан Ли приказывает начинать эвакуацию пассажиров и команды. Шлюпки с первой партией людей преодолевают прибой, и — о, счастье! — под их ногами твердая суша. Но оказалось, что спасательные шлюпки вернуться на корабль за остальными не могут. Суша поймала бедняг в самую настоящую западню.
Те, кто остались на судне, были спасены утром — «Dunedin Star» был на плаву до самого прихода спасателей. А вот у высадившихся — были серьезные проблемы. Шестьдесят три человека остались практически без запасов воды и продовольствия. Среди них восемь женщин и три младенца. Неоднократные попытки переправить пленникам прибоя плоты с необходимым — не удались.
Отважные летчики много раз делали попытки приземлиться, выбирая места потверже среди рыхлых песков, но все — неудачно. Хорошо хоть сумели обеспечить несчастных людей минимумом еды и воды до прихода спасателей. А те долгих две недели, днем и ночью, с проводниками-бушменами добирались к ним через пустыню.
В этой спасательной операции было задействовано несколько сотен людей, она обошлась английской короне в сто тысяч фунтов. И все-таки при этом погибли два человека.
Об истории кораблекрушения Звезды Данидина написана книга, ее автор — Джон Марш.
Пылкая фантазия и настоящая реальность
Пустынный пляж. Остовы деревянных кораблей. У некоторых еще уцелели мачты. Повсюду разбросаны канаты, деревянные бочонки, вещи. Все рассыпается в пыль при первом прикосновении. Полузасыпанная песком группа скелетов, один из которых детский… Печальное место, где несколько капель воды представляют большую ценность, чем горсть найденных здесь алмазов.
Говорят, именно таким предстал перед первопроходцами этот смертельно опасный и негостеприимный берег.
Кучки выбеленных солнцем костей, давших пугающее название региону, и сейчас еще можно встретить. Только теперь это исключительно кости животных — китов и тюленей. Уолфиш-Бей недаром переводится, как Китовый залив. Некогда здесь велся большой китовый промысел, вот следы и остались. Да бывает еще иногда, что по неведомым причинам морские гиганты сами выбрасываются на берег Скелетов.
В этой печальной ситуации утешает лишь то, что смерть одних означает жизнь для других, например, крабов и чепрачных шакалов. Иногда и гордые львы не брезгуют морской падалью: на берегу залива Торра-Бей было замечено, как царь зверей кормился тушей кита. Остатки трапезы — огромные позвонки и впечатляющие ребра китов пополняют скопления, лежащие среди песков.
История побережья изобилует трагическими кораблекрушениями. На протяжении веков более 500 судов здесь встретили свою судьбу — океанские лайнеры, траулеры, галеоны, клиперы, канонерские лодки. Из тех, что океан выбросил на берег, часть — едва узнаваема, другие все еще находятся в удивительно хорошем состоянии.
Жаль только, что самые интересные из них находятся на территории Skeleton Coast Wildernes. А вечно бурлящая здесь вода продолжает выносить из глубоководья на песок нетронутых пляжей монеты и мелкие артефакты.
Атлантический океан по-прежнему несет отголоски антарктических бурь к Берегу Скелетов Намибии, о край суши также беспрестанно бьется упорный и тяжелый прибой. В этом смысле тут все осталось без перемен. В 2006 году из бухты Уолфиш-Бей шторм утащил рыболовное судно «Колманскоп» и бросил его на камни. Снять его оттуда никто даже и не пытался.
А еще с побережьем связаны интересные и пока необъяснимые явления: бывает, что на небе появляются ложные солнца, иногда из океанских глубин идет странный рокот и краснеет вода, порой грозным гулом, словно низколетящие самолеты, ревут дюны, а на траверзе Уолфиш-Бея появляются суда, которые давно затонули…
Но все же в настоящее время Берег Скелетов воспринимается не как дикая и бесплодная местность с аурой тайны, но как место спокойствия и красоты.
Почему мыс Креста так странно назвали
Мыс Кейп-Кросс — небольшой мыс на Берегу Скелетов. Но он по своим очертаниям совершенно не имеет ничего общего с крестом. Откуда же взялось это странное название?
Король Португалии Жуан II Совершенный весьма нуждался в деньгах, а Индия и острова специй сулили несметные богатства. Но из современников никто толком не знал, где они находятся… Между тем нужно было спешить, чтобы опередить соперника — королевский дом Испании. Испанцы тоже пытались отыскать к ним морской путь.
«В 6685 году после сотворения мира и 1485 после рождения Христа, блистательный и дальновидный король Португалии Жуан II приказал Диего Кану, рыцарю своего двора, открыть новую землю и возвести на ней этот падран». Такие слова выбиты на двухметровом массивном каменном кресте, что установили на скалистом мысе португальские исследователи. Они доплыли сюда на своей каравелле, проделав долгий путь вдоль всего побережья Анголы. А отсюда по неизвестной причине повернули назад на родину.
Мыс получил свое название Cape Cross — «Мыс Креста» благодаря приметному португальскому каменному знаку. Четыре века он служил надежным ориентиром для мореплавателей. Затем оригинальный крест рачительные немцы перевезли в фатерлянд и он уже много лет находится в берлинском музее, а мыс украшает его реплика.
Заповедник морских котиков на мысе Кейп-Кросс
Однако эта история хотя и является любопытной, но не имеет никакого отношения к тому, почему сегодня так хорошо известен мыс Кейп-Кросс. Известность его объясняется двумя причинами:
- На всем побережье Южной Африки, включая Намибию, насчитывается 24 колонии морских котиков. Их населяет примерно 650 тысяч животных. Но самая большая в мире колония морских котиков находится именно здесь.
- Хотя колоний много, однако далеко не все из них открыты для посещения. В Намибии туристам доступна одна-единственная тюленья колония, которая находится как раз на мысе Креста Берега Скелетов.
Интересные факты о морских котиках
Несмотря на свое название и длинные усы, украшающие их вытянутые морды, никакого отношения к полосатым мурлыкам, что живут у нас дома, морские котики не имеют. Они относятся к семейству ушастых тюленей. То есть они тюлени, но особенные — с вполне различимыми ушными раковинами. Мягкие. Пушистые. С большими и темными, похожими на мокрые маслины, глазами с поволокой.
На задних ластах у них по пять, словно пальцев, черных коготков. Зубки такие — сторожевая собака позавидует. И абсолютно по-собачьи могут лаять.
Ближайшие родственники котиков — вот уж такое совпадение! — львы, но, конечно же, львы морские.
Рыба составляет 70% их рациона, но они не отказываются и от кальмаров, осьминогов и каракатиц. Холодное Бенгельское течение обеспечивает всем этим животных в избытке.
В природе существует несколько разновидностей морских котиков. На мысе Кейп-Кросс живут — котики капские. Они — самые крупные среди прочих. Габариты у самцов солидные — до 320 кг и 2,5 метров, самочки гораздо скромнее — вес не превышает 75 кг и рост – 1,8 метра. На латыни название животных звучит как Arctocephalus pusillus, причем слово pusillus переводится, как «наименьший». Вот такие чудеса.
Малыши рождаются с мехом черным, как смоль, потом он сменяется на оливково-серый, а у взрослых особей окраска становится бурой.
Густой, шелковистый, нежный, непромокаемый, ноский мех этих животных очень ценится в меховой промышленности. Но… На шубки и шапки идет исключительно мех детенышей — их еще называют бельками или щенками. Посмотрите на них — неужели не жалко их убивать?
Такие милые и… вонючие
Стоило нам выйти из машины, как немедленно стали очевидны три вещи:
- На лежбище царит невероятная теснота и давка!
Черные и глянцевые, морские котики греются на камнях, как русалки. Они наваливаются на друг друга. Они растягиваются во всю длину на земле. Они шлепают к воде. Они катаются вокруг. Ссорятся. Почесываются. Покачиваются из стороны в сторону на своих плавниках. Детеныши жмутся к матерям. Представлены экземпляры ушатых всех размеров и разных возрастов.
Их весомые тушки занимают всю территорию, не оставляя свободным ни одного квадратного сантиметра! Говорят на мысе Кейп-Кросс насчитывают в разное время от 80.000 до 200.000 особей морских котиков.
Они кажутся неповоротливыми, но это только на суше. В холодной воде Атлантики с ними происходит разительная метаморфоза: вместо бывших увальней в океане легко и грациозно скользят и кормятся ловкие и быстрые хищники.
- Шум на мысе просто оглушал.
Мы стояли на специально построенном променаде, а вокруг на сотню метров колебалась живая масса, которая кричала, блеяла, плакала, отчаянно ревела. Котики демонстрировали самый широкий спектр шумов.
- Более вонючего места, чем пляж морских котиков, на свете, наверное, не бывает.
Ну и ядреные же эти очаровашки. Запах лишал разума, но что так ужасно пахло, я выяснять не стала. Однако такого амбре в своей жизни я не чувствовала ни до, ни после.
Стараясь дышать пореже и неглубоко, ходим и фотографируем: общий план, снимки зевающего котика, а вот зверьки обнимаются, а тут выясняют отношения. Занятные! Малыши смешно убегают при виде человека. Эти вообще просто ми-ми-ми…
Садимся в машину, включаем кондей… Фууууу… Запах идет от одежды и волос… Особенно от волос… «Я морской котик!», — жалуюсь я и пытаюсь на всем ходу высунуть голову в окно машины для проветривания. Не помогает! Спрыскиваю волосы термальной водой, опять без толку… Котиком я пробыла все следующие пять часов после посещения Кейп-Кросс, пока не дорвалась до душа.
В тему:
- Невероятные бушмены — народ властителей и пленников пустыни
- О расах, виражах истории народов Намибии, современных жителях страны и готтентотской Венере Саарти Бартман
- Необыкновенные приключения двоих в красных песках Соссусфлей
- О чем говорят слоны в окрестностях лагеря Халали
- Царица земной красоты — Намиб, величайшая пустыня мира
Комментарии к статье
Хорошая статья. Как всегда очень интересно и познавательно.
Интересно – все интересно! А запахи – это да. Они часто оказываются весьма неприятными от разных созданий, которые внешне – милашки 🙂
Спасибо, Антон!
Спасибо, Сергей!
Оставить комментарий