Чувствуя себя авантюристами и первооткрывателями, мы покинули Виндхук во второй половине дня. Словно перешли некий портал, разделяющий привычную жизнь в цивилизации от невероятной экзотики намибийской глубинки. Впереди – первый сегмент нашего путешествия — 364 километра до Соссусфлея. Ослепительное небо над головой, жаркое солнце, запах опаленной и пожухлой травы и красноватая пыль, что облачком клубится вслед за машиной. Вокруг саванна. Сейчас на ней мало красок — желто-серая трава, мелкие кусты, на некоторых сохранилась зелень листвы. Простор, горизонт далеко-далеко… Дорога пустынна… Можно проехать два, три часа, но не встретить ни одной машины…
Километров через сто пошли ограждения вдоль дороги, размежевывающие скотоводческие хозяйства фермеров, множество оборудованных мест для отдыха, точечные деревушки аборигенов, в которых из удобств, наверное, только вечное небо над головой…
Стали появляться деревья и стайки подвижных бабуинов. Хитрые бестии устраиваются на невысоких деревцах, смотрят с интересом, но близко к себе не подпускают, иногда в отдалении переходят дорогу. Говорят, они страшные воришки.
Во рту у нас, как у заправских африканеров, билтонг. Мы, словно потомки покорителей континента в каком-нибудь пятом поколении, мерно жуем неописуемо вкусные, острые и наперченные кусочки, купленные в супермаркете. Это традиционное лакомство первопоселенцев призвано сократить долгие часы нашего самостоятельного путешествия на автомобиле по Намибии — в желтой жаркой Африке. А пока мы едем, самое время обсудить несколько важных вещей.
Сафари в прошлом и настоящем
С чем вас ассоциируется Африка? С Пушкиным? С жарой, бананами, жирафами, зебрами и слонами? Или с крупными городами? Может быть, с богатыми музеями? С древними негритянскими народностями?
Но немало людей, для которых понятие Африка и сафари нераздельно связаны. Что означает слово сафари? На языке суахили оно означает «путешествие».
В Европу это слово попало 19 веке, его привезли из Африки месте со шкурами львов и другими трофеями английские аристократы. Тогда поездка на сафари была делом в финансовом отношении весьма затратным и чрезвычайно продолжительным по времени. Перечитайте африканскую трилогию Майн Рида и вспомните формат тех поездок: трудное, полное лишений и опасностей путешествие по неосвоенным землям, апофеозом которого было кровавое уничтожение неконтролируемого количества животных.
Многим африканским странам счастье обладания просторами дикой природы приносит существенную материальную выгоду – потоком текут денежки от развития туристической индустрии. И природа не в обиде — часть средств идет на защиту тех видов животных, что находятся под угрозой исчезновения. Но об этом поговорим попозже.
Да, конечно, сафари в своем классическом виде продолжает существовать, но чаще в руках участников вместо ружей – кино и фотокамеры. Современное сафари – это поездка, связанная с получением впечатлений и редких кадров всевозможных зверей при наблюдении за ними в их естественной среде обитания. Мы едем как раз на такое сафари в Намибии!
Где нет толп туристов
Туристы едут в Намибию, чтобы посмотреть здешнюю природу, обитающих зверей, ощутить своеобразие местного колорита. Национальные парки страны – это прекрасная природа, чистый воздух, множество животных и минимум людей. В Намибии можно выбирать из более чем двух десятков национальных парков.
Сафари и теперь удовольствие не из дешевых – один билет на самолет вон сколько стоит! Но с точки зрения безопасности и комфорта это теперь совсем другое дело.
Передвижение по Намибии
Если вы захотите перемещаться по стране от одного национального парка к другому на общественном транспорте, то скажу сразу – мысль плохая. Конечно, это было бы куда менее затратно, чем аренда автомобиля, но:
- Да, между Виндхуком и прочими городами страны автобусы действительно курсируют. Однако маршруты их пролегают только по основным шоссейным дорогам.
- Как вид передвижения намибийское автобусное сообщение весьма ненадежно. Это следует хотя бы из того, что место и время отправления транспорта четко не определены. Только местным жителям присуща прирожденная редкостная способность провидеть это каким-то таинственным шестым или седьмым чувством.
- Как правило, ехать в местных автобусах не очень комфортно – пассажиров набивается сверх всякой меры.
Передвижение автостопом хотя и возможно, но это тоже не айс. Затруднение в том, что на дорогах трафик слабый и подобрать попутку до интересующего вас места не всегда получится.
Туристический народ эту проблему давным-давно разрешил. Практически все путешественники бороздят просторы национальных парков в Намибии на арендованных машинах. Что разумно и удобно, хотя и не очень дешево.
Rent a car — аренда автотранспортных средств
Выбор машины дело серьезное, требующее сознательного подхода. О том, что следует знать при аренде машин, кто может воспользоваться этой услугой, все нюансы в деле проката автомобилей — можно почитать здесь, поскольку ситуация в Намибии вполне подходит под общие принципы.
Вопрос о правах
Мы едем в чужую страну. А между тем у нас права на вождение, выданные в России. Нас, конечно, волнует — будут ли они там действительны?
Разобраться тут просто. Существует такой международный документ — Венская конвенция, который регламентирует дорожное движение. Ряд стран, в том числе и наша, подписали ее, кто-то — нет.
Если та страна, в которую вы едете, тоже подписала этот документ – то все окей, на ее территории можно использовать российские права. Если нет, то начинаются сложности. Тогда надо проверить, подписала ли принимающая сторона более раннюю Женевскую конвенцию. Подписала – значит, на ее территории действуют Международные водительские права. Если нет – дело плохо. Значит, в ее пределах признаются действительными только ее собственные документы. К счастью, таких стран мало.
В Намибии как раз нужны права международные.
У нас же были только обычные российские права. Прокатчики посмотрели на это сквозь пальцы, и машину мы получили без проблем. Более того, в самой Намибии и соседней с ней Ботсване, нас останавливали множество раз, мы прошли кучу проверок и постов, но ни единого раза у полиции не было вопросов к нашим документам.
Однако, друзья, надо понимать, что это не совсем законно. И кто знает, каким боком может вылезти, скажем при аварии. Поэтому к следующей поездке международные права у нас точно будут – спокойствие дороже.
Для получения международных прав собираем небольшой пакет документов:
- водительское удостоверение,
- паспорт,
- загранпаспорт,
- справку о том, что можем управлять транспортными средствами,
- одну фотокарточку 3,5 на 4,5,
- квитанцию об оплате пошлины через сбербанк.
Основная морока со справкой: нужно не только обойти врачей медкомиссии, но еще предоставить электроэнцефалограмму головы с расшифровкой и отметками от психиатра и нарколога. С кучкой документов отправляемся в ГИБДД.
Если отстрадать два-три дня и стать беднее на 5 тысяч рублей, то — вот она, радость! — в ваших руках вожделенный документ. Подробный алгоритм прохождения кругов ада дается в этой статье блога travelq.ru.
У кого, когда и какую
Что касается Намибии, то в ней предложений по прокату автомобилей много. Тут можно выбирать из таких международных гигантов, как Budget, Avis, Europcar, а можно благосклонно отдать предпочтение местным компаниям.
На стороне прокатных компаний известных брендов:
- Автомобиль и сервис предоставляются высокого уровня.
- Стандартные условия аренды, как всех других странах.
- Удобство: можно взять в одном городе, а сдать совсем в другом, даже в иной стране.
- Но! Стоимость аренды высокая – в полтора-два раза больше, чем прокат аналогичной машины в местной компании.
У местных компаний:
- Более дешевая аренда автомобиля.
- Чаще всего предложенный автомобиль будет не новым, и его техническое состояние может оказаться не вполне надлежащим.
Арендовать машину можно после приезда, причем в любом из городов страны. Но лучше проявить похвальную предусмотрительность, заказав ее заранее через интернет. Мы вот как раз из разряда таких умненьких-разумненьких (тут я опускаю глазки вниз и смущенно кручу пуговицу). Всю неделю перед отъездом Саня шерстил интернет, придирчиво подбирая хорошую и проходимую машину. Чтоб была как наша восьмидесятка Тойота Ленд Крузер. Полный привод – это несомненный гуд!
Последовав совету на форуме, выбор остановили на фирме Advanced Car Hire, забронировали и оплатили пикап Тойота Хайлюкс. Выбор, к сожалению, оказался неверным. Приготовленную для нас машину Саня забраковал — не работал полный привод, пикап с мотором объемом 2,4 литра не ехал вообще! Пришлось выбирать другую из имевшихся в наличии.
Нашли с работающим приводом и все равно остались недовольны: на колесах протекторы не более двух миллиметров, два колеса постоянно травили, в гору мы не просто ползли, а забирались на последнем издыхании. В кемпингах парков сравнивали «нашу» машины с техникой, на которой раскатывали другие туристы. Печальный результат по итогам привел Саню к выводу — в будущем арендовать только Крузер и, скорее всего, в Britz или Bushlore.
Но автомобиль повышенной проходимости не является безусловной необходимостью. Все зависит от того, какие именно места этой страны вы намерены объехать. Ведь сюда никто не едет, чтобы просто бесцельно кататься «куда глаза глядят».
Например, для посещения парка Этоша нет нужды брать полноприводный внедорожник. И даже в песках Соссусфлея, где очевидны преимущества полного привода, самый трудный участок пути туристы всегда могут преодолеть, пересев со своего автомобиля на специально поджидающие их джипы аборигенов. Труднопроходимый участок дороги оставлен там специально — это заработок местных.
На что обратить особое внимание
У всех свои критерии при выборе машины для путешествия: что подходит одному может не устроить другого. Но всем без исключения нужно внимательным образом читать договор аренды, особенно его пункты, набранные мелким шрифтом.
Сколько раз наши торопливые соотечественники при наступлении форс-мажора обнаруживали, что у одних в договоре стояло лимитирование по километражу в день, а у других – предусматривалось ограничение по скорости, тогда как черный ящик, установленный в машине, бездушно зафиксировал ее превышение в момент аварии…
Когда вы получаете в свое распоряжение автомобиль, особенно, если он подержанный, нужно внимательно осмотреть его. Ненулевая машина – всегда имеет повреждения. Проверьте указанное в договоре с тем, что видят ваши глаза. Ведь вы же не хотите отвечать за чужие грехи?
Всегда читайте подробные условия касающиеся не только состояния автомобиля и запасного оборудования, но и ту часть, которая касается страхования. Особенно от несчастных случаев и серьезных аварий. Каков размер суммы вашего обязательного участия?
Страховка, вообще, отдельный разговор. Можно экономно ограничиться обязательным минимумом. Можно взять полную. Можно с частичным покрытием. Но Намибия — это вам не Европа, и пипл на форумах единодушен — нужно брать страховку полную.
Протяженность дорог по стране более 42 000 км, из них только около 5400 км с твердым покрытием. Трассы категории «В» — асфальтовые, «C» — гравийные, таких больше всего. Буквой «D» маркируются так называемые второстепенные, тоже гравийные, и самые коварные дороги – на них больше всего происходит аварий. Колеса на гравии убиваются на счет раз-два, шины, случается, пропарывают острые камни. Мы видели обочины, украшенные ошметками шин, а иногда просто колеса валялись.
Условия страховки могут быть разными — для езды по асфальту и по гравийным дорогам. Правило, с которым мы столкнулись: ездить на машине можно только в светлое время суток. Кататься после заката — уже на свой страх и риск, если попасть в беду в это время, то страховка ничего не покрывает.
Машина — это железо, оно может ломаться. Поэтому обязательно надо уточнить, как скоро будет происходить замена авто в случае поломки или аварии. Долгое ожидание может сильно подпортить отпуск.
Уточните топливную политику своей прокатной конторы. Нам машина нам выдавалась с пустым баком — на дне плескалось жалкая капля, которой еле хватило, чтоб доехать до заправки. При возврате стоимость дизеля, оставшегося в баках, не компенсируется. А в некоторый фирмах наоборот: выдают с полным баком и таким требуют вернуть его.
Мелочь, но приятно: в национальных парках вы теперь сэкономите на гейм-драйвах, ведь у вас уже есть своя машина!
Снаряжение машины — до чего дошел прогресс
Друзья, согласитесь – хорошо ехать с ветерком! Но еще лучше, если к нему добавляется и комфорт. От этого в разы растут положительные впечатления!
В автомобиле обязательно нужен кондиционер. В жаркой стране Намибии его отсутствие может стать серьезной проблемой. Стакан холодного сока или пива в жару – это ведь здорово? Стало быть, нужен холодильник.
Мы готовы были пойти на умеренные финансовые вложения ради технических чудес, необходимых для благоустройства путешествия. Однако этого не потребовалось – все предусмотрительно было включено в кемпинговое оборудование. Не уверена, но кажется, что такую заботу о туристах проявляют только местные прокатные конторы.
На крыше машины уютно устроилась компактная палатка, которую можно разложить в мгновение ока. Плюс получили запасные колеса и набор автомеханика. Еще в комплекте для сафари фирма заботливо дала стол, раскладные стулья, решетку для жарки, чайник, газовую горелку, набор стаканов и посуды. Правда, на мой взгляд хозяйки, посуда отнюдь не блистала чистотой.
В нашем распоряжении оказался натуральный дом на колесах. Стекло отделяло салон от грузового отсека. Правда, потом оказалось, что при езде через неприметную щелку туда столько засасывало пыли, что на лежащие в багажнике даффлы смотреть было страшно. Но в салоне с герметичностью все было хорошо. Дул прохладой кондиционер, жужжал настоящий холодильник, работающий от двигателя…
А мы уже переминались в нетерпении: ждали, чтоб сразу, закончив все формальности, отправиться в супермаркет за водой, за едой в дорогу, за пивом, фруктами и разными полезными вещами типа жидкости для розжига, топлива и спичек.
Купить продукты
В магазине мы первым делом хапнули пять пятилитровых баллонов с водой. Запас воды – обязателен! Это вам не шутки, а пустыня! Бывалые советуют иметь запас питьевой воды, не менее 20 литров на человека. Когда мы закончили свое трехнедельное путешествие, пятая бутылка была даже не начата. Причем одну из бутылей мы подарили детишкам в районе скалы «Белой леди», что цыганили на дороге.
Вода есть в любом магазине, на любой заправке, перебоев с ней нет. В любом городе — есть супермаркеты, где можно купить все что вам нужно, единственно — по выходным они открыты до часу дня.
Купленные две вязанки дров — кроме кемпинга в Соссусфлее — не пригодились нигде, везде были знаки, запрещающие разводить огонь. Мы так и протаскали эти дровишки до нашего возвращения в Виндхук. К тому же в случае нужды, их можно было бы или наломать, или купить в любом кемпинге.
Загрузили воду и продукты – теперь все готово для сафари по Намибии!
Лево руля! Право руля!
Наивные, мы думали потратить час на то, чтоб взять уже оплаченную машину, купить питьевую воду и продукты, необходимые в дорогу. А провозились почти четыре часа. Пока заменили машину, перекинули на нее палатку, снова пересчитали все царапины и дефекты… Ну, теперь – поехали.
Руль – справа! Движение – левостороннее. Саня привык сразу, безо всяких проблем. Зато после возвращения домой – вот тут уж было несколько эмоционально окрашенных дней, когда он неожиданно меня спрашивал, по какой стороне нужно ехать. Психологи говорят, так разрешается конфликт рефлексов – укоренившегося и новоприобретенного.
В незнакомой стране водителю трудно – никак не обойтись без хорошей бумажной карты и навигатора, который должен быть установлен или на смартфоне, или взят в аренду у фирмы прокатчика. Навигатор всегда прокладывает путь по центральным трассам, поэтому бумажную карту все-таки лучше иметь. Она поможет подсократить дорогу. К тому же на ней указаны достопримечательности и дополнительные кемпинги.
Дороги приемлемые? Нет, дороги отличные!
Мы выставили наш навигатор до кемпинга – 364 км, навигатор в ответ четко проложил путь и показал расчетное время. Мы ужаснулись – 9 часов! Так мы не к вечеру, а только к утру приедем…
На трассе машина спокойно держит скорость 120–130 км/час, на грунтовке 100 км/час, а по навигатору выходило, что на дорогах быстрее пятидесяти не проедешь. Указывая время, которое требуется на перегон, чудо враждебной техники постоянно и безбожно врало.
По дороге в Соссусфлей мы запланировали обязательно заехать в городок Солитаир. Самый маленький городок мира, в котором проживают только 90 человек. А известен он своим яблочным пирогом и полузасыпанными песком старыми автомобилями.
Мы едем. Трасса — ровный гладкий асфальт с цветной разметкой. Дорога лентой перекатывается по возвышенностям, местами она расширяется. На такое расширение могут сместиться медленно едущие машины, освободив тем самым место для обгона тем, кто едет быстро. Здорово придумано… И это Намибия!
На дороге редкие автомобили сменяются еще более редкими фурами, а потом исчезают и они. Дорога совсем пустая. Километров через сто она плавно изогнулась, и мы свернули на гравийку.
С гравийными дорогами мы свели знакомство во время наших поездок в Крым, Карелию и на Двину. Ехать на них выше 40 км в час — чистое смертоубийство. И вот мы едем по намибийской гравийной дороге, а ощущения — словно под колесами машины асфальт. Машина не рыскает, не дребезжит, да и мы не клацаем зубами… Странно… Гравийка Намибии лучше, чем асфальт на родине…
Увеличиваем скорость. Вот уже 60 км/час, потом – 70, наконец – 80 км/час. А мы едем и в ус не дуем, только пыль за нами шлейфом стелется, да дробно постукивают по днищу мелкие камешки, вылетающие из-под колес.
Солнце на небе все ниже, оно неудержимо опускается к горизонту, а ехать нам еще… По условиям аренды нам запрещено передвигаться на машине после заката! Случись что, все расходы лягут на нас!
И главная фишка — нет связи. Мы не можем никуда позвонить — ни на фирму, ни в кемпинг, чтобы предупредить о задержке. Мобильная связь в Намибии хорошая, но – не везде. В городах — да, а на дорогах же нередко бывает ситуация, когда не включается роуминг.
Ландшафт меняется, выгорает, разравнивается, исчезли кусты, затем высокая трава, потом стали редко попадаться деревья. Саванна постепенно перетекает в пустыню. Мы едем по пустыне Намиб, название которой в переводе с местного наречия означает «место, где ничего нет».
Солнце заползает за горизонт, а мы замираем на развилке: Соссусфлей — направо, Солитаир — налево. Между ними — сто километров. И что прикажете делать? Решаем планы не менять.
Рывок — и мы едем мимо засыпанных песком машин, а солнце разбрасывает последние лучи уже из-за горизонта. Останавливаемся у кафе с пирогами. В городке никого не видно, кафешка закрыта. Но нам все-таки отрезают по куску пирога, мы едим его уже в сумерках. У нас в России, особенно летом, свет меркнет целую вечность — час, полтора. А здесь закаты не просто быстрые, а стремительные. Ррраз – и наступает полная темнота.
Где переночевать в пути
Замечено точно: путешествовать на машине, оснащенной такими благами цивилизации, как наша, замечательно. Но как быть с ночевками? В городах – там, понятно, отели. А в национальных парках? И там турист не пропадет: к его услугам маленькие домики лоджи, оазисы цивилизации с ее удобствами, и более экономный их вариант — кемпинги.
Лоджи – в зависимости от степени навороченности стоят для одного $70–200/ночь, кемпинги тоже не слишком дешево – $6–15. Как вариант возможна бюджетная ночевка в палатке на крыше машины посреди африканской природы.
Известно, что под открытым небом ежедневно вынуждены ночевать миллионы бедняков черного континента. А для нас, горожан, это удовольствие, причем из редкостных. Хотели бы вы устроиться поспать где-нибудь на обочине второстепенной грунтовки под боком частных владений? Что? Страшно? И нам тоже. Но есть, есть герои из туристов, что практикуют такую форму ночлега в чистом поле. Так они уверенно говорят, что можно ничего не бояться: никто в палатку не заползет и не запрыгнет. Зато какое единение с природой…
Невиданное доселе
Пирог доеден, а за окном уже ночь. Из кафе мы смогли позвонить и предупредить в кемпинге, что задерживаемся. Делать так надо обязательно! Иначе вход закроют и вы будете ночевать у шлагбаума! Мы едем по темной дороге, а вдоль нее — светящиеся глаза и небо с рассыпанным бисером звезд.
Однако нам не до красот. Саня следит за дорогой и за рулем — не расслабиться, а я — за оживившейся с наступлением темноты живностью. Намибийское сафари началось!
Сколько же их — рогато-копытных! И все кидаются под колеса! Уйма желающих перебежать дорогу сначала туда, а потом обратно! А потом и вовсе неожиданно остановиться и встать памятником по середине дороги, и задумчиво на тебя уставиться! Животные выскакивают на дорогу без предупреждения и в свете фар слепнут, стоят и не уходят. А если это куду, весом в четверть тонны и с метровыми рогами-штопорами? Мало не покажется – как букашку пришпилит. Или орикс, чьи рога как острия копий?
Напряжение… Едем со скоростью 60 км/час. Вдруг — огни на дороге… А-а, блин! На обочине перевернувшаяся машина, битое стекло и — никого. Саня выходит — людей нет, только пустая машина и огни ее фар, направленные в небо. Страшно.
Дальше едем уже 40 км/час. Ну когда же этот кемпинг! На горизонте светлеет — это кемпинги! Сердце подпрыгивает, но я заставляю себя отвлечься от радостного и снова пристально смотреть на дорогу, выискивая зеленые глаза излишне любопытных зверунов.
Затормозить. Бибикнуть. Объехать. Снова проехать несколько метров. Опять остановиться. Нет, больше ни одного выезда ночью — страшно! Правду говорят, путешествие – лучшее средство взбодриться от хандры и отвлечься от стрессов на работе. Уфффф… Обошлось… Выдыхаем!
Подъезжаем к шлагбауму. Нет, это только въезд в парк, а до нашего кемпинга еще нужно проехать дальше по дороге…
По освещенной редкими фонариками дорожке добираемся к нашему автоместу. Свет, вода, настил, персональный туалет — полный собственный хозблок. Да такого даже в кемпингах Германии не предоставляли! Однако — Намибия, блин!
Костер — под него специальная железная конструкция, сушеное мясо, пиво… «Саня, посмотри сколько звезд!!!» Стулья, выданные нам вместе с машиной, не очень удобные, но это неважно. Прохладно, но это тоже без разницы. Раскладываем палатку на крыше машины, по лесенке заползаем внутрь, заворачиваемся в притащенные из дома спальники. А через сетку видны намибийские звезды… Красотища-а… Я счастливо им улыбаюсь…
В тему:
- Лагерь Онкоши – у черта на куличиках в Африке
- Мир животных с черно-белыми зебрами и дикими львами в окрестностях лагеря Доломит
- Что такое большая африканская пятерка и как она связана с парком Этоша
- О расах, виражах истории народов Намибии, современных жителях страны и готтентотской Венере Саарти Бартман
- Этот великолепный Этоша — парк в Намибии для любителей дикой природы
Комментарии к статье
Дарья, отважная вы семья! Просто, молодцы! Красивое путешествие себе подарили. А рога у того копытного шикарные 🙂
Хорошие советы – краткие и понятные.
А как часто встречаются заправки?
У меня, например, Африка с Корнеем Чуковским ассоциируется…
Маленькие дети!
На за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы :)…
Экзотические у вас путешествия! Здорово!
МВУ не надо, если страны подписали международную Конвенцию)) А пост великолепный. Спасибо! Как автопутешественнику мне было очень интересно
А насколько это безопасно путешествовать по Намибии? Болезни, преступность, дикие животные? Я не был никогда в черной Африке. Просто хотел узнать ваше мнение.
Александр, путешествие и правда было отличное!
Спасибо, Сергей. Заправки не столь уж и часты, где живут люди – там и заправки, на перегонах в пустыне их не найти.
Таня, то так смешно – и для меня первым и незабываемым источником познаний о жаркой Африке было творчество уважаемого Корнея Ивановича…
Спасибо, Оксана!
Антон, я об этом писала в предыдущих статьях. А ели коротко – люди везде люди, так что преступность есть везде, но уровень ее не зашкаливает, все примерно, как у нас. Болезни, конечно, тоже есть, но если не пить воду из сомнительных источников, вести высокоморальный образ жизни, избегая случайных связей, не находиться долго в районах, пограничных с Анголой, где малярия – то все будет хорошо. Ничего особо ужасного, даже никаких специальных прививок сюда не нужно.
Спасибо за ответ. Посмотрел отчет еще одной путешественницы об этой стране – она тоже Намибию хвалит. Сказала, кстати, что там относительно много белых людей (больше только в ЮАР). Хотя не знаю, правда это или нет. А подскажите название статьи, где вы писали об уровне преступности в Намибии. Не нашел почему-то.
Страна хорошая.Статистика говорит белых в стране 6 процентов. В городах мы было мало, колесили по стране, казалось, что белых – приличное число: в Этоше, где были довольно долго примерно половина на половину. Экзотикой мы себя почувствовали только раз – когда перешли по мосту в Замбези, там негры с нами даже фоткались у памятника Ливингстону.
Оставить комментарий