храмы чианг май

Таиланд, безусловно, одно из самых популярных туристических направлений в Юго-Восточной Азии. Чему ж тут удивляться, если здесь к услугам туристов удивительная культура страны, ее вкусная кухня, великолепные пляжи, фантастической красоты подводный мир, дикие тропические леса, бурные водопады, многообразие и экзотика животных и растений… Однако любой из путешественников, будь это его первый или пятый визит в Таиланд, вряд ли упустит чудесную возможность узнать новое о буддистской стороне тайской культуры и не посетит хотя бы один из тысяч великолепных храмов по всей стране!

Буддийские храмы здесь – нечто гораздо большее, чем просто религиозные и исторические структуры. Красочные, богато украшенные, с многоуровневыми покатыми крышами и сужающимися шпилями, таинственные, исполненные вековых духовных традиций, волшебным образом они останутся с вами, даже когда вы покинете Таиланд.

Среди всех других – храмы Чианг Май особенные. Что же такое отличает ваты этой провинции от других тайских святилищ?

И чем необычны храмы Чианг Мая – туннельный Ват Умонг ом и храм Дой Сутеп, в которых нам удалось, вернее посчастливилось, побывать в эту нашу первую поездку по северу страны?

особенные храмы чианг мая

Беспокойная ночка

 

Но все по порядку. Ночью спалось плохо. За день вдоволь налазавшись по скалам, я уснула быстро, крепко и безмятежно. К несчастью у соседей по отелю были свои соображения о правильном распорядке дня для полноценного отдыха. Сомневаться не приходилось – у них наступило веселое время звучных разговоров, шумных развлечений, громкой музыки. Если вдуматься, то это не такой уж страшный грех, никому нельзя отказывать в праве на содержательный отпуск. Разве я спорю? Одно плохо – децибелы бессовестно перескочили все ограничивающие их пороги и спать стало невозможно.

Когда же удалось убедить соседей в необходимости приглушить звук, до утра оставалось не так много.

Оставшуюся часть ночи кто-то бегал по крыше. Потом рьяно взялась за тишину чья-то визгливая собачонка. Она азартно лаяла, я – терпела. Однако в тот момент, когда я уже была готова пойти и наделать из нее лоскутков, воцарилась вожделенная абсолютная тишина. Не успев обдумать, что же случилось со славным песиком, то ли он выработал ресурс и упал замертво от усталости, то ли хозяйка его сама на лоскутки оприходовала, я провалилась в сон.

Вставать было не просто тяжело, а просто подвигу подобно. Холодный душ и крепкий кофе помогли разлепить глаза. Но, хотя органы зрения все-таки приняли нужное рабочее положение, настроение не улучшилось. С паршивым самочувствием, дурным расположением духа и кислыми лицами мы поехали смотреть Дой Сутеп.

храм дой сутеп

Почему так много храмов в стране?

 

Королевство Таиланд… Какие же у него главные приметы? Думаю, что их две – красота пышной природы и несравненное великолепие его монастырей и храмов. Возведено которых по всей стране великое множество. Согласно статистике, на 2 тысячи человек приходится один храм. А живет тут немного-немало – почти 70 млн. человек! Так что считайте сами. И можно быть уверенным, что число святилищ здесь станет еще больше!

В Таиланде, который является буддийской страной, храмы играют важную роль в повседневной жизни тайского народа. Каждый из них центр духовной жизни округи и центр социальной значимости. Люди идут в храм со своими заботами и проблемами, идут, чтобы посоветоваться с монахами, чтобы помолиться Будде, чтобы испросить себе и близким здоровья, удачи, достатка.

Буддизм учит, что жизнь не начинается с рождения и не заканчивается смертью, но является всего лишь звеном в цепочке жизней и каждое хорошее и плохое деяние в этой жизни имеет последствия, которые отзовутся в последующем перерождении. Каждый буддист четко знает, что нужно делать, чтобы получать за это религиозные заслуги, а чего следует избегать.

Посещение храма, чтение молитв и религиозных текстов – это все благие поступки. Пожертвование на содержание храма – поступок очень хороший. А строительство нового храма – величайшая заслуга, пуна, как говорят тайцы. Она совершенно не сравнима по значимости с заслугой по поддержанию уже существующего в хорошем состоянии.

Однако все монастырские постройки и храмы в стране и вызолочены, и своевременно покрашены, и замечательно убраны цветами.

колокольчики в храме дой сутеп

Величие и роскошь тайских храмов

 

Красочные здания тайских храмов имеют разные стили в зависимости от времени их возведения и от архитектурных традиций данной местности. В их оформление гармонично вплетаются элементы архитектуры Индии и Китая. Авторитеты утверждают, что, несмотря на такое множество, каждый из буддийских храмов уникален, каждый имеет нечто свое, особенное, что впечатляет и поражает.

Значительное место в украшении Вата занимает скульптура. Изображения демонов, львов, статуи каких-то совершенно фантастических существ стоят на страже у входов в храмы и окружают по периметру храмовые постройки.

Нарядные тайские храмы богато и красиво украшены не только снаружи, но и внутри. Там находятся огромные и маленькие изображения Будды, изваяния, соответствующие каждому дню недели, а также великолепные яркие фрески со сценами из национального эпоса Рамакиен или эпизодами из джатак – рассказов о перерождениях Просветленного.

Храмы Северного Таиланда не похожи на храмы исторического центра Бангкока, острова Раттанакосин, и отличаются от храмов кхмерского стиля Северо-Восточной части страны.

красота храма дой сутеп

Храмы Чианг Май

 

В городе Чианг Мае и его окрестностях удивительное почтение к буддийской религии подтверждается существованием трех сотен храмов.

Практически в каждом из них элементы камбоджийской, бирманский и индийской культуры строительства. Пестрая смесь архитектурных стилей отражает многообразие исторического наследия Северного Таиланда.

Храмам добавляет пышности сложная резьба по дереву, защитные змеи-наги на лестницах и потрясающие фрески ручной росписи. Общий эффект усиливают золотые зонты, шпили, ступы, с совершенством отделанные золотой филигранью, и ряды хранителей со свирепыми лицами.

Чиангмай имеет больше буддийских храмов на квадратную милю, чем любое другое место в Таиланде.

защитные змеи-наги на лестницах храмов

7 наиболее заметных храмов Чианг Мая

 

Выбирать сложно. Какие, почему, сколько… Не раздумывая долго, решили, что пусть будет выбрано семь. А что? Приятное число, к тому же в буддийском веровании и богослужении число семь имеет сакральный смысл. Вот наш выбор среди храмов Чианг Мая:

  1. Ват Чеди Лиам, сохранившийся в районе руин древнего заброшенного поселения Вианг Кум Кам. Король Менграй в 13 веке построил здесь столицу. Однако позже выяснилось, что место выбрано неудачно и его оставили. Был заложен Новый город – Чианг Май, ставший новой столицей королевства Ланна.
  2. Ват Чеди Луанг, некогда великолепный главный храм Чианг Май, разрушенный землетрясением и затем восстановленный в прошлом веке. Первоначальная постройка которого относится к 1401 году.
  3. Ват Чианг Ман, старейший королевский городской храм. Считается, что он возведен на год раньше, чем был основан сам Чианг Май (1296 год). Это хранилище двух изображений Просветленного, возраст которых, согласно легенде, составляет – одного 1800 лет, а другого еще больше – 2500 лет.
  4. Ват Суан Док, построенный в 1383 году. У него прекрасная ослепительно-белая чеди и нагромождение Будд в большом открытом зале.
  5. Ват Пхра Сингх, очень может быть, что это самый красивый храм в Чианг Май. Его чеди датируется 1345 годом.
  6. Ват Дой Сутеп, построенный на склонах горы Сутеп, откуда открывается панорамный вид на город.
  7. Ват Умонг, уникальный древний храм в лесу около Чианг Май.

Безусловно, потребуется немалое время, чтобы побывать хотя бы в этих семи самых почитаемых Ватах в городе. Будучи реалистами, мы даже не замахивались на подобное и сразу решили ограничиться посещением в этот раз всего лишь пары из них.

один из древних храмов чианг мая

О противостоянии плохому расположению духа

 

С плохим расположением духа надо сидеть дома, а не путешествовать. А у нас, вы помните, с утра настроение было не очень. И мы решили противостоять этому, используя проверенные народные методы, как-то физические нагрузки и переключение внимания на что-нибудь интересное. Судьба сама пошла нам навстречу.

Мы отправились к храму на красном открытом сонгтео, который легко тормознули простым взмахом руки за городской стеной. Ехать пришлось довольно долго по извилистому горному серпантину, поднимающемуся на 1600 метров над уровнем моря. Меня мутило, со мной так всегда на крутых виражах.

Водитель ехал и что-то бормотал, то себе под нос, то по телефону. Но мы не слушали, нас с Катей укачивало и мы пили кокулин. И вдруг согтео свернул с серпантина на стоянку. Водитель объяснил, что дальше не поедет, потому что у него греется машина. Нам следует немного погулять, подождать, пока не подъедет другая.

«Прогуляйтесь пока до водопада», – сказал он. Рядом оказалась симпатичная дорожка, уходящая в лес. Мы пошли по ней и дошли до водопада, с которого начинается Национальный парк Дои Сутеп Пуи. Это один лучших национальных парков, считающийся жемчужиной северного Таиланда.

Мы погуляли, сфотографировались, потом сели на согретые солнцем камушки, долго смотрели вслед бегущей воде и слушали ее гул… Мир был прекрасен и мы теперь были с ним в полной гармонии. Вскоре приехала машина, мы загрузились и, бодрые телом и духом, снова отдали себя на растерзание серпантину. И через каких-нибудь сто поворотов мы были на месте.

у водопада в парке дои сутеп пуи

Суть и душа Чианг Май – храм Ват Пра Тхат Дой Сутеп

 

Это один из наиболее посещаемых храмов в Чианг Май и наиболее почитаемый и важный храм в Тайланде. Каждый буддист хоть один раз в жизни должен побывать в храме Дой Сутеп. Легенда, связанная с ним, рассказывает о хранящейся здесь священной реликвии – частице кости Будды, и о белом слоне, который трижды протрубив, некогда указал место для возведения святилища.

план храма дой сутеп

Храм был построен около 1383 года и с тех пор каждый день, с утра до вечера сюда приходят верующие в Просветленного. Они несут цветы лотоса, курят палочки благовоний, зажигают свечи, прикрепляют листочки сусального золота к изображениям Будды, к зонтам, что окружают центральную ступу, к самой ступе. В Вате хранится реплика знаменитого изображения Изумрудного Будды, а реальная статуя в настоящее время хранится в Бангкоке.

реплика изумрудного будды в дой сутеп

Некогда добраться до храма через джунгли по крутой горе было серьезным испытанием для паломников. Теперь же проложили приличную дорогу, по которой можно без труда доехать до парковки, откуда уже рукой подать до святилища. От парковки храму ведет великолепная, покрытая замысловатой резьбой, но длинная лестница со змеями-нагами. Однако можно не карабкаться по трем сотням ее ступеней, а подняться на фуникулере, хотя это удовольствие уже стоит денежку – 20 бат.

Мы, мучимые мрачные предчувствиями, внимательно пригляделись к лестнице, уходившей ввысь крутыми ступенями. И выбрали фуникулер. А зря, как оказалось! Мы не учли одно важное обстоятельство: большую очередь на подъем! Мы все еще стояли в ней, тогда как наша приятельница Оксана, отдавшая предпочтение лестнице и собственным ногам, уже минут десять, поджидая нас, бродила по храму. И она закрепила свою победу в этом незатейливом соревновании, заявив, что подниматься вверх было совсем не трудно. Можно лишь удивляться…

Буддисты же всегда идут пешком – это пуна! Для них это лестница – своеобразный символ.

храм дой сутеп лестница

Даже в тайских фильмах любимый художественный прием – герой, находящийся на этой лестнице. Если он взбегает по ней вверх – это олицетворяет положительную динамику в его жизни, разрешение важных проблем, преодоление жизненных препятствий, если же вниз – ну, сами понимаете.

Мы стояли на вершине горы в центре храма, и мне показалось, что нет здесь ничего особенного. Но в это миг из-за облака выглянуло солнце и коснулось лучами золотых шпилей ступы… И тут что-то случилось. Какая-то волшебная чистая аура окружила нас, погрузив особое состояние спокойствия, умиротворения, благоговения, доброты. Думаю, именно так проявляет себя святое, веками намоленное место.

Мы еще два раза обошли вокруг ступ, наслаждаясь чудесным преображением этого места. Потом по широкому проходу от главного храма вышли на просторную обзорную террасу и там стояли, глядя на потрясающий панорамный вид на Чиангмай.

панорамный вид на чианг май

Замечательно возвышенное ощущение разбилось в дребезги, стоило нам спуститься по лестнице к сувенирным лавкам. Но зато мы стали обладателями трех милых колокольчиков, которые теперь будут висеть дома рядом с бирманскими и звонить нам на счастье. Да-да, конечно же, и в храме мы тоже от души ударили в большой бронзовый колокол!

удар в бронзовый колокол дой сутеп

Необычный  Ват Умонг Суан Путхатхам или Храм Туннель

 

Храм Туннель – очень необычное название! Услышав его, ожидаешь какого-то двойного смысла или иносказания. И – зря, тут все просто, как две копейки: название святилища всего лишь калька тайского слова «умонг». Умонг означает туннель и храм действительно располагается по землей.

Состоит он из сети туннелей, а его старая чеди, украшенная полоской оранжевой ткани, установлена прямо на крыше. К ней ведет лестница, перила которой – длинные тела нагов, позеленевших от древности божественных змеев. Святилище существует с 13 века, оно ровесник Ангкор-Ват в Камбодже.

Некогда в нем обитал чем-то особенный монах, потом оно долго было покинуто и пустовало, теперь в нем живут несколько, но обычных, монахов. Внутри туннелей витают ароматы благовоний, ниши с буддами, трепетное пламя свечей. Подземные коридоры некогда украшали фрески, но теперь они почти не видны…

Вокруг храма – лес с «мудрыми» деревьями, интересно походить между ними и почитать прикрепленные к ним буддийские изречения. Мы-то уж точно получили от табличек массу удовольствия, а Кате больше приглянулись куры и петухи вольготно и невозбранно бродившие по дорожкам. Ее попытка познакомиться поближе с монастырскими птичками не увенчалась успехом, в руки пернатые не дались.

Очень приятный старый храм и замечательный лесной парк. Кроме нас посетителей не было, мы долго бродили там, наслаждаясь тишиной и покоем…

лесной парк около храма туннель

Встречаем католическое рождество

 

Сегодня у нас в планах еще было посещение зимней королевской резиденции и ботанического сада. Но ведь не зря говорится, что нельзя объять необъятное. Так что до резиденции и ботанического сада мы постараемся доехать в следующем году, тогда уж и расскажем о них.

Кстати, мы вовремя вспомнили, что сегодня отмечается католическое рождество. Пусть мы не католики, но отметить-то надо!

Вечерний Чианг Май только начал тонуть с солнечном закате, а мы уже бродили по его улочкам. Город без ажиотажа готовился пережить иностранный праздник.

Наведавшись магазинчик мы купили нужные нам карабины для завтрашних скал и кое-что еще по мелочи. Затем бездумно побрели вдоль дороги, рассматривая дома и присматривая правильный ресторанчик.

вкусный острый и перечный том ям

Сидели мы долго, вкусно и весело. Ром Санг Сом замечательно подчеркивал перечную остроту Том Яма. За ним последовал салат, куриное карри, рыба с овощами на пару и еще один Том Ям…

Где-то на задворках сознания копошилась пораженческая мыслишка: «Столько съев, как же я завтра полезу на скалы?» В воображении, неотвратимо, как вскипающее молоко на плите, рисовались картины двуногих бурдюков в наших спортивных костюмах, недвижно распластавшихся на крутом утесе. Сожалея о собственной слабости и никудышней самодисциплине, я пододвинула к себе блинчики, которые заказала и не стала есть Катя. Уф… Кажется, больше я есть не могу…

Саня думал так же, но мы не спешили: Санг Сом все не кончался… Посидев, мы одолели еще десерт и покинули это коварное место.

Так в гастрономических тонах закончился этот наш, полный впечатлений, насыщенный день, посвященный исследованию духовной составляющей Чианг Мая – его храмам Ват Дой Сутеп и туннельному Ват Умонг.

TEXT.RU - 100.00%

 

Поделитесь с друзьями этой статьей в: 
Интересная статья?  Подпишитесь на обновления блога и получите еще больше информации по  RSS,  Email