девочка маленькая химба

Намибия для отдыха комфортна. Но она многогранна. В ней есть такие дикие уголки, попав в которые даже современный человек осознает, как же он мал и слаб перед великими силами природы. Таким человечество, наверное, чувствовало себя только на заре цивилизации, когда люди придумывали себе богов и искали у них защиты и помощи. Абсолютно девственные, фантастически красивые, крайне опасные и недружелюбные к человеку места — пустыня Намиб, Берег Скелетов и, ставшая природной границей страны с Анголой, река Кунене. Средняя часть ее течения проходит по особенно труднодоступным местам. Тут начинается огромная территория Каоколенда. Этот северо-западный регион страны почти не имеет проложенных дорог практически не заселен: один человек на два квадратных километра. Но он является домом народности химба.

Одна Намибия — одна нация

 

Такой прекрасный девиз избрала себе страна после достижения независимости. И есть успехи на этом пути. Действительно, несмотря на пестрый национальный состав, сегодня уже выработалось чувство солидарности среди народов Намибии.

Сейчас мультикультурную нацию составляет сложное переплетение 11 крупных национальных групп и множества мелких этносов, каждая со своей историей, языком и традициями. Однако люди, хоть это не столь заметно в городах, зато отчетливо видно в сельских районах, по-прежнему следуют своему традиционному образу жизни и сильно отличаются внешне благодаря своим неоднородным культурным корням.

Ярким примером этого является народ гереро, чьих женщин не спутаешь ни с кем в толпе. Не менее характерно, но буквально противоположно, выглядит близкородственный им народ химба. Исторический этикет химба требует от женщин обнаженной груди, что является полной антитезой облику женщин гереро, надежно упакованных в десятки метров ткани.

женщинна народа химба

Кузены живописных гереро

 

Кого из женщин больше всего фотографируют? Светских львиц? Моделей? Киноактрис? Конечно, но не только — очень часто объективы кино и фотокамер направлены на женщин народности химба. Вы их наверняка видели — на фото в журналах или в туристических брошюрах об Африке.

Племя химба — самая популярная и узнаваемая этническая группа Намибии. Этих высоких и скульптурной красоты женщин в ожерельях и браслетах с кожей приятного красноватого оттенка и длинными тугими дредами, что ходят топлесс в короткой юбочке из козлиной шкуры, сложно с кем-либо спутать.

Их образ часто используется как символ страны, настоящая намибийская экзотика, а ведь численность химба в масштабах всего намибийского населения просто мизерная — меньше двух процентов.

племя химба намибийская экзотика и символ страны

Пять любопытных фактов о химба

  1. Кто они и сколько их.

Химба — этническая группа, насчитывающая по разным оценкам от 20 до 50 тысяч человек. Это полукочевой пастушеский народ, все существование которого вращается вокруг стад коровок, коз и овец. С точки зрения химба это немыслимая ценность, определяющая социальный статус человека, и, к тому же источник всех материальных благ.

Правда, экстерьер драгоценных буренок племени мало похож на вид роскошных симменталов, распространенных в России, да удоями они похвалится не могут, зато тощая местная рогатая скотинка обладает несравненно более значимыми здесь качествами — живучестью и неприхотливостью.

хижина народа имба

  1. Что они едят.

Основа мироздания химба корова. Она дает племени молоко — продукт чрезвычайно важный. Молоко идет на каждодневное питание и на изготовление косметического крема местных леди. Мясо в племени едят редко – такое случается лишь на племенных праздниках, в рационе оно скорее исключение, чем правило.

Природные условия, каменистая и малоплодородная почка, дефицит воды не позволяют химба разнообразить питание выращенными овощами, гораздо чаще витаминным подспорьем бывают собранные дикие травы, съедобные корешки и плоды.

Однако иногда женщины сажают возле деревни нетребовательные к почве кукурузу и просо. Каждодневное питание в племени — каша из кукурузной или просяной муки. Готовится блюдо просто: утром и вечером греют воду, засыпают в нее муку, добавляют чуть масла, недолго варят и — приятного аппетита.

Интересно, что обе эти культуры сейчас в Европе на пике популярности в качестве здорового питания. А у нас в стране всегда любили вареные молодые початки с солью и пшенную кашу.

готовится каждодневная утренняя каша

  1. Как они живут.

Поселение племени — крааль — представляет собой имеющее круговую планировку собрание конусообразных хижин, обмазанных смесью глины и навоза. В центре крааля, за плетеным забором главное — загон для скота.

Напротив входа в него — хижина старейшины — обычно пожилого и уважаемого человека. Перед ней день и ночь горит священный огонь. Здесь проходят все важные обряды химба, связанные с рождениями, свадьбами, церемония, относящиеся к этапам взросления — когда достигшим подросткового возраста членам племени выбивают 4 нижних зуба.

поселение племени химба

  1. Во что они верят.

Миссионерам терпения не занимать. Химба сопротивлялись их деятельности в течение более чем 150 лет. В конце концов, не сумев одеть этих упорных язычников и не найдя отклика Слову Божьему в их сердцах, посланцы церкви отступились.

Химба так и остались анимистами. Дым священного огня поднимается к небесам, позволяя им ритуально общаться со своими предками, состоящими, в свою очередь, в непосредственном контакте с невидимым высшим существом, которое рулит всем в этом мире.

друзь мальчишки племени имба

  1. Об их гигиене.

Гордые красавицы женщины-химба каждое утро несколько часов посвящают уходу за собой. Правда, при этом они никогда не моются — вода слишком ценный ресурс. Однако они придумали ряд гигиенических процедур и изобрели чудесный крем, которые позволяют им быть даже в искушенных глазах европейцев исключительно привлекательными особами с превосходной кожей.

Состав крема не является производственным секретом, за его приготовлением любой может понаблюдать: к растертому в тончайшую пудру ярко-красному гематиту добавляется молочный жир, зола и как ароматическая отдушка смола растущего здесь кустарника омумбири (Commiphora wildii), называемого намибийской миррой.

Смесь придает телу интенсивный золотисто-красноватый блеск, который, во-первых, соответствует идеалу красоты химба и, во-вторых, защищает кожу от немилосердного солнца, укусов насекомых и в какой-то степени блокирует рост волос на теле.

То, что на голове выглядит красно-оранжевой глиной, на самом деле является той же самой смесью. Химба покрывают этим средством свои оригинально уложенные волосы во время сложных парикмахерских манипуляций.

оригинально уложенные волосы химба

Также женщины ежедневно принимают очищающую дымовую ванну. Тлеющий уголек нагревает маленькую миску с травами, листьями и веточками деревьев Commiphora, пока не начинает куриться ароматный дым. Дамы наклоняются над ним, для максимального эффекта укрываются одеялами, чтобы хорошенько пропотеть.

Когда открываются поры распарившейся кожи, они очищают ее специальными плоскими палочками, чтобы затем снова обмазаться порцией свежего чудо-крема. Затем, душистые и прекрасные, они могут вновь явить себя восхищенному миру.

после дымовой ванны душистая и прекрасная

На пути к Этоше

 

К четырем часом мы уже подъезжали к намибийскому городку Каманджаб — шесть тысяч жителей, магазин, автозаправка, почта. Он промежуточная точка в нашем путешествии, целью которого сейчас был Национальный Парк Этоша. Крохотный городок дает путникам не только отдых, но и предоставляет несколько приятных и заманчивых для туриста возможностей:

  • во-первых, познакомиться с племенем химба,
  • во-вторых, в 24 километрах от Каманджаба находится Cheetah Farm — ферма гепардов.

гепарды звери особые

Гепарды — звери особые. Во время бега эти грациозные и стремительные представители кошачьих могут достигать скорости ста километров в час, но не это самое удивительное. Они никогда не нападут на человека, не то, что львы или тигры. Царя зверей нельзя держать дома, обычно такое кончается плохо – известны случаи, а вот гепарда опасаться не надо.

представитель кошачьих гепард не нападает на человека

С незапамятных времен гепардов приручали и держали в доме или при доме для охоты. В нашей стране гепарды известны со времен Киевской Руси, тогда их называли пардусами. Историки говорят, что индийский правитель династии Великих Моголов Акбар Великий держал при своем дворе тысячу гепардов.

На ферме Otjitotongwe можно посмотреть и сфотографировать и самих зверей, и то, как их кормят. А еще их можно погладить и даже сделать совместное фото «я и чита». Как в Таиланде в незабвенном Королевстве тигров! Самое интересное то, как они, подобно домашним кошкам сладко спят в обнимку, нежно облизывают друг друга, мяукают с сородичами и мурлычут, причем так громко, словно внутри у них работающие моторы.

Это наш шанс! Хочу увидеть реального гепарда, побыть рядом с этим мощным животным, хочу к нему прикоснуться и запомнить ощущение его шерсти! Какая она: жесткая или шелковистая?

увидеть реального гепарда и прикоснуться к его шерсти

Мы остановились на краю города в кемпинге Oppi-Кoppi, чье напоминающее детский стишок название на африкаанс означает бесхитростное — «на небольшом холме» и это в точности соответствует действительности.

На склоне небольшого холма

 

Oppi-Кoppi расположен в прямо на краю города. Большая территория, вход увенчанный большой соломенной крышей, внутри разбросаны симпатичные желтенькие бунгало — дерево, камень и черная солома.

Хозяин кемпинга — уроженец благополучного королевства Бельгии, которого так очаровала Намибия, что он перебрался сюда жить. Он еще вполне молодой человек, но, подобно ему, многие европейцы присматривают себе в этой стране уютное местечко, чтобы спокойно, в комфорте и достатке, встретить здесь старость.

в кемпинге домик уютный

У бельгийца нам понравилось: цикады трескучие, домик уютный, еда в ресторане вкусная. Но это я забежала вперед, с дороги мы все-таки первым делом побежали в душ. Намибия — это жарко, сухо и пыльно. В автомобильной поездке, как ни прячься, пыль забивается в нос, пропитывает каждый сантиметр кожи и одежды, ею пахнет каждая прядь волос.

внутри уютного домика

А в душе… Посреди Намибии в душистом мыльном облаке, словно пенорожденая Афродита, стояла русская девушка и чуть не плакала. Водичка в душе подкачала. Неет, она была. И была горячей, но…

Главная проблема засушливой страны — нехватка воды. Постоянно текущих рек мало, спасение приходит от запасов влаги, накапливаемых из эфемерных рек, из подземных водных ресурсов и рекультивированных сточных вод. Вы что подумали? Как раз повторно используемая вода проходит очень много степеней очистки на специальных станциях и отвечает самым высоким стандартам.

А вот состав естественных вод в разных местах Намибии весьма разнообразен так же, как и их качество. В больших намибийский городах вода вполне нормальная, но кто поручится, что она везде как родниковая слеза? Наш экс-европеец в своем кемпинге озаботился всеми степенями ее очистки. Нам, новоприбывшим, горделиво сообщил, что у него воду можно пить прямо из-под крана.

воду в кемпинге можно пить прямо из под крана

Пить-то может и можно, не пробовала, но под струями душа мыло ни в какую не хотело смываться — вода оказалась чрезмерно мягкая. Похоже, в ней не осталось ни одной самой маленькой молекулы солей кальция и магния, чтобы приданная ими жесткость позволила удалить с волос и тела невидимую скользкую пленку. Точно говорю: если жесткая вода плохо, то и очень мягкая — ничего хорошего.

Чтобы увидеть затворников суровых ландшафтов

 

Отстрадав положенное в борьбе с мылом и получив вместо волос упрямый пух на голове, который никак не хотел укладываться, пошли в ресторан. Меню было обширным, предлагали блюда из куду, зебры и даже жирафа. Мы заказали вино, салат и отбивные из орикса. Любезная хозяйка подошла к нам поговорить и заметила, что в их саду много птиц, а по вечерам можно посмотреть, как едят дикобразы. Но нас интересовали самые эффектные женщины Намибии химба.

Когда мы решили поехать в Африку, нашлось много вещей, которые мы хотели бы там сделать. Например, побывать в этом племени. Но дело в том, что так просто в деревню к химбам не попасть. Для этого существуют определенные правила:

  1. Нельзя просто взять и ввалиться в деревню без полученного предварительного разрешения старейшины.
  2. В пользу общины вносится некая денежная мзда. Дополнительно разрешаются продуктовые подношения племени в виде кукурузной муки, сахара, емкостей с водой, растительного масла. Подарки делятся между всей деревней.
  3. Приехав в деревню, вы попадаете в чужой дом — так будьте почтительны.
  4. Но на всякий случай, чтоб никто не шарился по поселению, где заблагорассудится, группу сопровождает специальный товарищ, который добрым словом подсказывает: туда не ходи, ходи сюда. Но от него есть и практическая польза: в случае завязавшейся душевной беседы с прекрасными дикарками он может помочь туристам с переводом.

И любезная хозяйка по мобильнику забронировала нам на завтрашнее утро визит в деревню отсталого племени химба.

Да! Вот еще — знающие люди советуют перед съемкой заручиться разрешением у снимаемого объекта. Теперь все — к знакомству готовы!

знакомство с женщинами племени химба

В Otjikandero — деревню племени химба

 

О предстоящей встрече с племенем стараемся не говорить, чтоб не сглазить. На коленках у меня бумажка, на ней запас базисных и операционных слов на языке химба (вдруг пойдет содержательный разговор!): «привет» это «моро», «как дела» — «периви», «все в порядке» — «нава».

Двадцать минут езды, еще двадцать минут блужданий по дорожкам в поисках въезда в деревню, и вот мы паркуемся у местной школы. Мда… Школка… Похоже, государство не сильно на нее тратится: глинобитный домик, на стенах плакаты, пластиковые столики и стульчики.

Вход в деревню перегорожен кривыми кольями ограды и шлагбаумом — надо ждать гида. Вокруг — никого… Через четверть часа подъехала еще машина с испанской парой, тоже желающей познакомиться с бытом племени.

Поскучали вместе, наконец-то появился долгожданный экскурсовод, африканец в современной, но видавшей виды, одежде и неторопливо повел нас в деревню, повествуя о здешней жизни.

наш экскурсовод по деревне химба

Химба в фокусе реальной жизни

 

Редко какое поселение химба — полукочевого народа — существует долго на своем месте. Эта деревня — не совсем типичная. На это место племя перебралось около десяти лет назад, забрав с собой кучу детей, как мы бы сказали — из неблагополучных семей, у спившихся соплеменников.

Поэтому здесь много детей, а мужчин почти совсем нет. Их работа — пасти скот, так что они уходят со стадами далеко и надолго. В последние годы мужчины стали уходить в поисках работы также во внешний мир. Подвергшихся его влиянию членов племени легко узнать по западному стилю одежды. Тут мы более пристально глянули на своего проводника. Да, он тоже химба.

Мы вошли в деревню, оглядывая круг крытых соломой глиняных хижин семьи с утоптанной землей перед ними. Бегают и ползают дети, бродят козы и куры, хозяйки готовят завтрак. Утро — на него приходится самая горячая пора у женщин-химба. Повседневных дел у них много: утром надо подоить коров, взбить масло в сосуде из высушенной тыквы, прибраться в доме, сходить за водой, приготовить еду, ну и себе любимой нужно посвятить пару часов для ухода за красотой.

взбить масло в сосуде из высушенной тыквы

Понятно, конечно, что если деревня открыта для каждодневного посещения незнакомых, и не всегда деликатных, людей, то сделано это с намерением зарабатывать деньги. Но вот сколько в представленном действительного и сколько от шоу для туристов? Поразительно, но, разговаривая и наблюдая за химбами, мы пришли к выводу, что тут никакой постановкой и не пахнет.

Женщины не обращают на нас никакого внимания. Одна — намибийская мадонна с длинным плетением волос, светясь красно-коричневым оттенком, в теньке своей хижины кормит грудного младенца. Крошечный мальчик держится за нее рукой, рядом играют еще два ребенка.

Обычно головки малышам выбривают, но у более старших детей оставляют пучок волос расти на голове.

девочка хиба с косичками в сторону лица

У мальчиков этот пучок заплетается в одну косу, идущую к спине. У девочек плетут две косички, их направляют в сторону лица. Толстенькие косички свисают на глаза, мешают смотреть, однако косых девчушек не наблюдается.

На голове матери свой убор — нечто, похожее на корону. Это украшение называется Erembe, оно сделано из кусочка кожи и символизирует… Догадались? Ну, конечно, рога коровы — самого ценного и прекрасного существа в глазах потомственных скотоводов.

Для женщин как сама жизнь, так и ее уклад — ничем не отличается от того древнего, который вели их прапрабабушки, разве что добавились современные ножи и аксессуары из пластиковых бутылок. Не изменилась у них и одежда: они по-прежнему ходят в коротких юбках из мягкой кожи и бессчетном количестве украшений на шеях, запястьях, поясе и лодыжках.

на лодыжках химба своеобразная версия обручального кольца

Украшения на лодыжках женщин-химба — своеобразная версия обручального кольца, которая может рассказать даже о количестве детей у нее. На представительницах прекрасной половины всех возрастов без исключения тяжелыми килограммами висят браслеты и ожерелья из железа и меди, бесчисленные бусы из стекла, бисера, проводков, семян, подвески с камнями и ракушками, какие-то сухие плоды на ремешках.

Ребятишки постарше одеты в джинсы и футболки, малыши прикрыты кусочками шкуры на тугом ремешке вокруг пояса, у тех кто еще меньше весь наряд составляет излюбленная национальная паста otjize цвета красной охры.

ребятишки хиба прикрыты кусочками шкуры

Где найти общество свободных и прогрессивных людей

 

Гид, дружелюбно улыбаясь во весь рот (а четырех нижних зубов у него нет!), заметил, что одежда — это дело каждого. Кто как хочет, так и ходит. «Вот он, — мощно тыкает себя в грудь, — Ходит в современной одежде. Но во время праздников или для ритуалов — надевает одежду химба».

«Мы, химба, — самые свободные люди на земле! — гордо заявляет он, знакомя нас со старейшиной. — Вот вам, чтобы приехать сюда и паспорт нужен, и визы, и разрешения, и деньги платить надо, а химба — встал, собрал в мешок нужное и пошел. И на границе никто и ни о чем его не спросит. У меня — нет паспорта! Мы — химба, мы свободные люди!»

у хижины старейшины племени химба

Старейшина значительно кивает и представляет нам свою жену, сидящую рядом у хижины. Глаз цепляется за пеструю юбку у соседней лачужки. Я чуть не ахнула вслух: «Ну, точно: гереро! Откуда?» Саня озвучивает наше удивление.

Старейшина обращает в ее сторону лицо, думает и серьезно, как хороший учитель, отвечает, что химба народ не только свободный, но еще и прогрессивный, за равенство. «Эта женщина вышла замуж за мужчину из племени химба. Так что же ей делать? Становиться химба? Нет. Она как жила, так и живет. А дети при посвящении сами решат, кем им быть — химба или гереро». И он умно щурит на меня свои глазки.

А я смотрю на женщину в пышной одежде гереро в компании ее полуголых подруг. И вспоминаю тот день, когда, сделав себе татуировку, пришла на работу. Пятачок кожи в десять квадратных сантиметров вызвал столько комментариев, обсуждений, осуждений, косых взглядов! А тут — глухая многослойная одежда, неправильный головной убор, ненамазанное тело и волосы… Даже браслетов на ногах нет! А никого это не напрягает… Даа.

Бум-бум-бум, — металлический звон понесся по деревне. Ребятишки подняли голову и снова каждый занялся своим делом. «Рпопропопопо!» — шутливо крикнул одному из них наш сопровождающий. Мальчишка в ответ пожал плечами и продолжил сидеть в пыли.

«Это в школу всех приглашают, — пояснил нам гид. Но дети не особенно хотят ходить, да и не очень это нужно для жизни здесь». Увы, не обуяло пока молодое поколение химба стремление к знаниям, не появились все еще у них мечты о более крутой карьере, чем пастух.

в обители химба женщина показывают премудрости  ухода за собой

Нас пригласили войти в дом, где девушка, чье имя мы ни за что не сумели бы повторить по причине его совершенной непроизносимости для русского человека, показала все премудрости нанесения прославленной пасты на женское тело и все тонкости процедуры придания ему приятных ароматов.

Обитель химба чистенькая и практически пустая — лишь немного какой-то утвари. Шкуры или какие половички, на которых ночью спят люди, все было убрано. Мы с хозяйкой во время урока дружно сидели на гладком, как дно горшка, земляном полу. Девушка сидела как-то особенно ловко, было видно, что ей удобно. А я была, как на иголках.

И да — сидеть жестко. Но важнее было то, что тесное пространство жилища принуждало общаться на чересчур близком, и оттого некомфортном для меня, расстоянии. И, если быть уж совсем честным, то признаюсь вам, друзья мои, что в полной мере наслаждаться лекцией мне мешало недостойное истинного путешественника чувство брезгливости. Но что тут поделаешь — все мы люди.

милая и улыбчивая девушка химба

Хотя к самой девушке — никаких претензий. Милая, естественная, улыбчивая. Мы показали ей сделанные фотографии. Она была в восторге от того, как выглядит на экране и так непосредственно продемонстрировала это.

Под конец экскурсии нас пригласили на площадку в центре деревни, где женщины-химба сели полукругом и выложили перед собой браслеты, игрушки, бусы и прочие поделки. Ничего общего с образом крикливых торговок — воплощенное степенное достоинство, приветливые улыбки. Хочешь — покупай, хочешь — нет.

Но удержаться, чтобы не купить небольшой сувенир, трудно. Мы купили подвеску — деревянные птички на нитке и кучу браслетов на подарки.

женщины химба выложили свои поделки оешь покупай хочешь нет

Из племени химба в детском состоянии ожидания счастья отправились на ферму гепардов. Но тут с чудом нам не повезло: ферма работала по ограниченному графику, который никак не соотносился с нашими планами. Быстро провели военный совет, записали ферму гепардов в свой список достопримечательностей типа must see для следующей поездки в страну и поехали дальше.

Продвинутые или неприрученные химба?

 

Одна моя приятельница сморщила носик: «Вот если бы вы побывали у таких химба, которые даже не знают, в какой стране живут, а так…». Понятно, о чем речь. Об аутентичности племени, которую нарушает контакт с цивилизованным миром.

Сейчас весь мир помешан на аутентичности в разных областях культуры — от еды до мебели. Не отстает и туристический бизнес — сейчас модны путешествия по экзотическим и уединенным местам и сообществам, которые все еще, предположительно, не испорчены современностью. Поиски такой подлинности часто приводят в Каоколенд, где живут почти при первобытном строе люди химба.

Что и говорить, гораздо интересней было бы увидеть абсолютно неприрученных химба… Но… И этих «но» набирается слишком много.

  • В этой удаленной северо-западной части страны, где нет дорог, можно путешествовать только на полноприводных автомобилях с автономными запасами горючего и продовольствия.
  • Безводная местность, суровый климат, в котором сказывается близость пустыни Намиб, предполагает наличие знающего проводника.
  • Да и немногочисленные люди племени проживают на территории отнюдь не компактно.
  • Более того, они не привязаны ни к какому определенному месту, так что поиск их может затянуться. Надолго. Или даже на очень надолго.

Так что такая задача уже тянет на организацию серьезной экспедиции, большие финансовые затраты и приличный запас времени в активе. Это явно не наш случай.

Да, вот еще. Чуть ли не основным признаком аутентичности считается подлинная «простота» — бедность и примитивизм первобытных племен, противопоставленные богатству и материализму современного мира.

Простота и бедность, царившие в племени в реале, — вышибали слезу. Кашка детям варилась в какой-то жестяной банке, мать ковыряла ее подобранной с земли палочкой, а детвора потом пригоршней тащила слегка остывшее варево в рот, обходясь без ложки. Внешний вид обитателей деревни на должном уровне, соблюдение обычаев — все, как учили.

Короче говоря, мы непоколебимо уверены, что место, в котором мы побывали, по всем статьям соответствует самым строгим критериям подлинности народа химба. Кто так не считает — его дело, вон Каоколенд — он рядом, ищите подходящих…

критерии подлинности народа химба

О неизбежности грядущих перемен

 

Химба на протяжении столетий ревностно охраняли свои обычаи и традиции, но сейчас приходит время, когда они должны отказаться от некоторых своих культурных практик. В первую очередь — от обычаев многоженства и распространенных внебрачных связях, чтобы обуздать бушующую в племени эпидемию ВИЧ и СПИД.

Очень возможно, что к переменам в образе жизни, которого они упорно держались так долго, приведет политика государства, предоставляющая детям химба даже в самых отдаленных уголках возможность учиться в своеобразных мобильных бесплатных школах.

В школе молодое поколение племени учат не только читать и писать. Еще там они узнают о существовании другого мира. И вполне возможно, что однажды им захочется побросать свои краали с коровками в этом практически изолированном краю и уйти на время пожить в город. А тогда домой вернутся уже совсем другие химба.

молодое поколение химба

Популярность племени, появившегося на телеэкранах и ставшего героем множества документальных фильмов, стала для его членов источником постоянного дохода. Все больше его членов начинают работать экскурсоводами, переводчиками, создают кемпинги для туристов, предоставляющие так называемые «химба-туры».

Растущий поток туристов, фотографов и кинематографистов нарушает повседневную жизнь племени и невольно они постепенно утрачивают те черты, которые в свое время сделали их столь привлекательными в глазах иностранных гостей и СМИ.

Древнее и удивительное племя химба с его ускользающей аутентичностью… Но ведь, если подумать, культура народа не является данностью, она меняется с течением времени, ее меняют контакты с другими культурами. Поэтому, может быть, и аутентичность следует рассматривать не как нечто неизменное, застывшее в прошлом, а как свойство, находящееся в динамике?

древнее и удивительное племя химба
TEXT.RU - 100.00%TEXT.RU - 100.00%

Поделитесь с друзьями этой статьей в: 
Интересная статья?  Подпишитесь на обновления блога и получите еще больше информации по  RSS,  Email